Альбина Хабушева
Организация коррекционной работы в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преодоления нарушений речи является одной из наиболее актуальных в группе компенсирующей направленности. Несвоевременная коррекция данной речевой патологии может способствовать не только школьной и социальной дезадаптации, но и личностному развитию ребенка.
Целью коррекционной работы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Темочки:
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, в следствии для работы разработана рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с ТНР в старшей группе
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи направлена на создание специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением ТПМПК.
В процессе коррекционного обучения детей логопедической группы решаются следующие задачи:
1. Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.
2. Преодоление недостатков в речевом развитии.
3. Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
4. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
5. Формирование навыков учебной деятельности.
6. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает:
- проведение индивидуальной, подгрупповой и фронтальной логопедической работы
- достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений ;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми;
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.
Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия:
фронтальные (подгрупповые) занятия ;
индивидуальные занятия;
занятия подвижными микрогруппами.
Коррекционно - образовательная деятельность учителя – логопеда с детьми проводится ежедневно и строится в виде групповых и индивидуальных занятий.
- 4 групповых занятия в неделю со всеми детьми- это занятия по формированию лексико – грамматического строя; по развитию связной речи; по обучению грамоте.
Индивидуальные занятия проводятся по 3 раза в неделю на каждого ребёнка, по 10-15 минут.
Лексико-грамматическое занятие.
Каждую неделю мы изучаем одну лексическую тему. В рамках, которой проводится работа по:
- по расширению и активизации словаря детей по лексической теме;
- по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных
по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с
прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
- по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т. д.
Лексическая тема недели еженедельно представлены на стенде родительского уголка.
Занятие по развитию связной речи.
Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание загадок так же на материале изучаемой темы недели.
Занятие по подготовке к обучению грамоте.
На занятиях по обучению грамоте мы
- знакомимся с понятиями слово, предложение;
- учимся делить слова на слоги;
- знакомимся с понятием звук;
- знаем правило- звуки мы слышим и произносим (помогают их нам произносить язык, губы, зубы);
- учимся давать характеристику звукам. Звуки [а], [у] и т. д. тянутся, поются, при произнесении
воздух во рту не встречает преграды. Это гласные звуки и обозначаются красным цветом;
- учимся узнавать звук в ряду с другими звуками игра «Поймай звук» (Дети хлопают в ладоши, если
услышат заданный звук).- учимся узнавать данные звуки в начале слова апельсин, утка.
- учимся проводить звуковой анализ слова, называем первый звук, второй звук, даем им
характеристику.
- знакомимся с понятием согласные звуки (твердые, мягкие). Их характеристикой. Продолжим
звуковой анализ слова.
Индивидуальные занятия
На индивидуальных логопедических занятиях осуществляется работа по исправлению дефектов звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи.
5. Все полученные на занятиях речевые навыки должны обязательно закрепляться. Именно поэтому воспитатели занимаются по заданию учителя – логопеда вечером, а вы, уважаемые родители, дома.
Тетради для домашних заданий.