Светлана Мортикова
Организация коррекционно-развивающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Публикация «Организация коррекционно-развивающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организовать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
Создавая коррекционно - развивающую среду мы придерживались определенным требованиям. Среда должна быть безопасная, вариативная, мобильная, полифункциональная.
Коррекционно-развивающая среда в нашем учреждении имеет свою специфику и обеспечивается как общей системой требований к развитию предметно развивающей среды, так и задачами коррекционной работы для развития коррекционно - компенсаторных условий и полноценного развития всех видов детской деятельности. Мы старались организовать коррекционно- развивающую среду предполагая гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в учреждении, сточки зрения количества, разнообразия, неординарности.
Содержание среды нашего учреждения обосновано деятельностно - возрастным подходом и ориентировано на актуальное ближайшее и перспективное развитие ребенка, а так же становление его индивидуальных способностей. Доступность и целесообразность информационного поля коррекционно развивающей среды позволяет каждому ребенку интегрировать в окружающую среду.
Оборудование помещений группы является безопасным, эстетически привлекательным и коррекционно- развивающим. Дидактические игры и пособия, игрушки - обеспечивают максимальный развивающий эффект. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон по 5 образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», оснащенных достаточным количеством развивающего материала.
Все предметы доступны для детей, что предусматривает использование детьми различных составляющих коррекционно- развивающей среды для качественного обеспечения коррекционно- образовательного процесса. Созданная нами среда обеспечивает самовыражение воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие детей. Оборудование может трансформироваться по ситуации для изменения игрового пространства. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Созданная коррекционно- развивающая среда позволяет нашим воспитанникам осуществить право выбора занятия для себя, чередовать их в течении дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Являясь педагогом группы для детей с нарушением интеллекта, большое внимание уделяю созданию уютной, комфортной, приближенной к домашней обстановке, позволяющей с интересом развиваться и познавать что-то новое. В этом помогает, созданная сенсорная комната.
Одной из составляющих частей является «сухой дождь».
Дети нашей группы любят совершать прогулки под «сухим дождем». Шелковые ленты, спускающиеся низ, как струи воды, привлекают детей положительными тактильными ощущениями. Ленты расположены согласно цветовому спектру радуги. Двигаясь по дождю в направлении от холодных к теплым тонам, дети становятся более активными и наоборот успокаиваются, двигаясь в противоположном направлении.
Продолжая тему психического здоровья и психоэмоционального состояния наших детей, хотелось бы отметить «сухой бассейн». Он служит средством для развития и коррекции координационных способностей детей. Дети с удовольствием окунаются в разноцветные шары, выполняющие роль массажеров всего тела. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь повышения двигательной и эмоциональной активности, а также при умелой интеграции с художественно - эстетическим развитием (музыкой) может получиться замечательная релаксация. Сухой бассейн создает непередаваемую атмосферу радости и веселья. Детям очень нравятся развлечения в сухом бассейне, что улучшает их психоэмоциональное состояние.
Огромный интерес у детей вызывает дидактическое панно «Золотая рыбка». Использование ее в организованной образовательной и коррекционно образовательной деятельности позволяет видеть детям результат своего труда. Например, ответив правильно на вопрос, ребенок видит, что рыбка загорается разноцветными огоньками. Оценку дает здесь не педагог, а сама рыбка, что важно для формирования самооценки воспитанника. Это панно многофункционально. Хвост рыбки состоит из ленточек, являющихся дыхательным тренажером. И в целом способствует эмоционально положительному настрою детей.
Красочное панно «Лужок» является прекрасным местом в группе для организации среды, развивающей мелкую моторику рук и активизирующей психические процессы. Это уютный, комфортный уголок, где раскрывая волшебные коробочки, дети достигают результатов в развитии познавательных процессов, а также служит для релаксации и отдыха.
Бизиборд - развивающая доска со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Кроме этого, доску дополняют игрушки и предметы разной формы, цвета и фактуры: то, что можно трогать, жать, переключать. Все это надежнейшим образом закреплено на полотне доски. Развитие мелкой моторики является одной из самых главных задач этой игрушки, однако в процессе игр с бизибордом у детей развивается логическое мышление, усидчивость, концентрация внимания, происходит формирование правильных причинно-следственных связей (открыл замок – открылась дверь, а так же развивается воображение и творческое мышление.
Радует глаз в нашей группе уголок, оформленный под театральную деятельность. Насыщенный яркими, разноцветными, выполненными с любовью атрибутами к сказкам. Дети являются непосредственными постановщиками пальчиковых театральных игр. Выполняя различные роли, дети не только получают массу удовольствия, но и развивают мелкую моторику, а также мимику, жестикуляцию и звуковую культуру речи.
Все выше перечисленное предполагает активный образ жизни наших воспитанников, но зная их индивидуальные особенности, мы позаботились о психологическом комфорте детей, оборудовав уголки уединения. Это переносные, легко устанавливаемые палатки, которые оборудованы мягкими подушками, валиками, антистрессовыми игрушками - они одновременно успокаивают ребенка, меняют его настроение и самочувствие.
В 2016 -2017 учебном году, наш детский сад принял участие в программе «Доступная среда», благодаря которой был оборудован пандус, огорожен прогулочный участок, были установлены теневые навесы, в сан. узле установлены поручни для удобства детей с ДЦП. Все это обеспечивает наибольшую безопасность детей и комфортное пребывание в детском саду; также были приобретены мягкие модули, домик, тактильная черепаха со съемными чехлами («Одень Ваню», «Времена года» и другие, приобретены столы-трансформеры, которые широко используются педагогами при фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах образовательной деятельности. Столы легко трансформируются, организуя рабочее место для каждого ребенка; верхняя часть стола легко открывается, здесь педагог может организовывать различные игры с песком.