ЕЛЕНА ЭЙХОРН
Организация коллективного хозяйственно-бытового труда детей подготовительной группы «Трудолюбивые пчёлки»
Цель.
Закреплять представление детей о хозяйственно-бытовом труде - учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общие дело формировать бережное отношение к вещам и аккуратности.
Задачи
1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников.
2. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку.
3. Закреплятьумение планировать деятельность, распределять между собой
обязанности.
4. Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых.
Программное содержание.
Публикация «Организация коллективного хозяйственно-бытового труда детей подготовительной группы „Трудолюбивые пчёлки“» размещена в разделах
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Стенгазеты и коллективные работы
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Формировать умение действовать по предложению взрослого, замечать
непорядок; сотрудничать друг с другом; трудиться аккуратно, быстро,
старательно.
- Закрепить умение работать с водой, рационально действовать с тряпкой;
применять последовательность в ходе выполнения работы.
- Совершенствовать навыки коллективного труда: самостоятельно, совместно
планировать, обсуждать, распределять этапы, обязанности, анализировать
работу.
- Развивать общительность и самоконтроль.
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие, старательность,
добросовестность, самостоятельность, стремление трудиться на общую
пользу.
Виды деятельности: коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная
Форма проведения: беседа, трудовые поручения.
Материалы и оборудование.
- 9 фартуков;
- 3 клеенки;
- тазы;
- салфетки
Предварительная работа: чтение басни С. Крылова «Стрекоза и муравей», пословицы о труде, дидактические игры «Кому что нужно», «Профессии».
Ход занятия
1часть: Ритуал приветствия. Подготовка к работе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поделимся с ними хорошим настроением - скажем "здравствуйте" и улыбнёмся. (приветствуют гостей)
Воспитатель:
И мы будем трудиться
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарим людей,
Придет пора, придет час,
И мы трудиться будем!
В. Ливмиц
Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)
А вы любите трудиться? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а много ли вы знаете пословиц и поговорок о труде.
Дети: - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кончил дело — гуляй смело.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
- Мала пчелка, да и та работает.
- Усердная мышь и доску прогрызет.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
- Семь раз отмерь, один — отрежь.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Делу время, потехе час.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Умелые руки не знают скуки!
- Землю красит солнце, а человека — Труд.
- Кончил дело — гуляй смело.
- Судят не по словам, а по делам.
Воспитатель: Вы знаете, что есть профессии, которые приходят людям на помощь. Назовите, какие это профессии?
(Ответы детей)
Воспитатель: А есть служба, которая оказывает услуги людям? Это служба быта. Как вы думаете, какие услуги оказывает эта служба?
Дети: стирает, моет окна, полы, наводит порядок в квартире, офисе.
Воспитатель: а вы знаете, как организуют свой труд работники службы быта?
Дети: Они выполняют заявки, поступающие от людей.
Воспитатель: Давайте, сегодня поиграем в службу быта у нас в группе.
Как мы назовем нашу службу? (предложения детей)
Воспитатель: Посмотрите, у нас уже есть несколько заявок. Чтобы справиться со всеми заявками, я предлагаю, вам поделиться на три бригады.
(Дети делятся на три бригады)
2. Основная часть: Практическая работа.
Бригадир выбирает себе карточку с заявкой.
Воспитатель: Как вы думаете, что нам надо для работы? (тазы с водой, тряпочки, фартуки, мыло, клеенка).
Воспитатель: Надевайте фартуки, помогайте друг другу завязать, не забывайте про вежливые слова.
Вспоминаем с каждой бригадой алгоритм их действий во время работы, бригадир распределяет обязанности среди членов бригады.
Дети готовят для себя рабочее место.
Воспитатель: все хорошо подготовили свои рабочие места. Бригадиры правильно распределили обязанности внутри бригады.
Воспитатель: Но прежде, чем начать трудиться, давайте вспомним правила коллективного труда и безопасного обращения с предметами труда.
Дети: - все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.
Воспитатель: Предлагаю, приступить к работе.
Дети готовят для себя рабочее место и приступают к работе.
Дети работают, по мере необходимости воспитатель вмешивается в процесс.
По окончанию работы дети собираются вместе.
3 часть: Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки.
Воспитатель: Если работа выполнена, то все бригады могут рассказать о проделанной работе.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю полюбоваться на результаты труда.
Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады. При объяснении ребенком-бригадиром ситуации (что, кто, как делали, уточняю: все ли трудились старательно? Дружно ли шла работа? Кто оказывал товарищам помощь? Что было трудного в их работе?
Воспитатель: Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Вам, понравилось трудиться? (ответы детей)
Значит наша служба будет существовать и дальше….