Любовь Ковалевская
Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель индивидуально-ориентированного обучения : развитие ребенка как единичного существа, носителя индивидуальных черт, отличающих его от других.
Основной показатель эффективности индивидуально-ориентированного обучения - уровень интеллектуального развития детей: развития наглядно-образного, интуитивного мышления, предпосылок логического мышления.
Принципы развивающего индивидуально-ориентированного обучения :
• Принцип природосообразности - создание условий для самовыражения и саморазвития каждого участника, ориентируясь в ходе обучения на внутренний мир ребенка,
Публикация «Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников» размещена в разделах
• Реализации внутреннего потенциала каждого ребенка способствуют внимание, уважение, искреннее выражение чувств взрослым, доверие во взаимоотношениях взрослого с детьми.
• Принцип свободы выбора: предоставление ребенку права выбрать деятельность, определить ее задачи, подобрать способы их решения, партнера для совместной деятельности;
• Принцип открытости дидактического процесса: изменение содержания обучения в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей; индивидуализация заданий и условий их выполнения; организация взаимодействия со сверстниками, когда обучающее воздействие взрослого дополняется процессом взаимообучения.
Формы организации индивидуально-ориентированного обучения :
- Дидактическая игра, а также конструирование, изобразительная и музыкальная деятельность и др. - наиболее эффективные формы развивающего обучения (позволяют преобразовать познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую личностный смысл для детей).
Игровых формы организации обучения заключаются во влиянии взрослого на развитие детей через содержание и правила игры. Но, если развивать познавательную деятельность только через игру, это может привести к существенным различиям в уровнях интеллектуального развития и увеличению количества детей, нуждающихся в коррекции.
- Игра-занятие (в групповой форме - 8-10 детей, в котором создаются условия для равномерного развития всех детей.
Групповая форма организации обучения позволяет влиять на развитие каждого ребенка.
Варианты организации игр-занятий :
• вариант: одна подгруппа занимается с педагогом, другая - играет под присмотром помощника (лучше в другом помещении, затем первая подгруппа собирается и уходит на улицу с помощником, а вторая - занимается с педагогом;
• вариант: обучение с обеими подгруппами одновременно, когда одна группа занята самостоятельной дидактической игрой, а другая занимается под непосредственным руководством педагога; затем группы меняются местами.
Обучение в повседневной жизни (в ходе содержательного общения с взрослым, ситуативного общения ребенка с взрослым, в ходе самостоятельной деятельности).
Основной метод изучения динамики развития детей - составление характеристики ребенка по результатам индивидуального обследования с помощью специальных методик по всем основным направлениям: социальному, познавательному, эстетическому и физическому для формирования точного представления о развитии ребенка. Такое изучение ребенка должен проводить психолог дошкольного учреждения в конце и в начале учебного года.
Общая оценка динамики развития каждого ребенка в конце месяца, т. е. фиксация достижений каждого ребенка с помощью условных обозначений: устойчивые результаты - зеленый кружок, достижения неустойчивы - желтый кружок, необходимость дополнительной работы - красный кружок. Получив такую цветную картину, воспитатель видит, какие задачи можно считать решенными, а какие нет.
Основной способ накопления информации об индивидуальных особенностях ребенка - ежедневное наблюдение за процессом взаимодействия и общения детей между собой и с взрослыми, а также за их повседневной деятельностью. Изучение результатов индивидуальной деятельности детей : изобразительной, конструирования, дидактических игр и др.
Форма фиксации этой информации должна выбираться самим педагогом. Наиболее удобной является запись данных в личной записной книжке. Очень важно, чтобы воспитатели при передаче смены делились своими впечатлениями о том, как прошел день. Этим обеспечивается единство педагогического воздействия.
Сравнительный анализ полученных результатов позволяет увидеть общую картину эффективности образовательной работы с детьми конкретной группы, качество педагогического влияния на развитие каждого ребенка. Не нужно ожидать от всех детей высокого уровня развития по всем направлениям. Основное внимание важно уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями. Главным показателем качества образовательной работы является положительное изменение в развитии. В связи с этим, низкий показатель выполнения заданий ребенком может расцениваться как положительный, если он выше, чем предыдущий.