Марина Кондратьева
Организация индивидуально-дифференцированного подхода в работе по оздоровлению детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация индивидуально-дифференцированного подхода в работе по оздоровлению детей с учетом диагностики их физического развития»
Луначарский а. в. : |
Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. |
Правильно осуществлять физическое воспитание каждого ребенка невозможно без диагностики их физического развития.
Публикация «Организация индивидуально-дифференцированного подхода в работе по оздоровлению детей» размещена в разделах
Результаты медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, с которыми я работаю, имеет различные отклонения в состоянии здоровья, отстают в физическом развитии. Чаще всего у детей с отклонениями в состоянии здоровья оказывается сниженной сопротивляемость организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми детьми преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психо-физиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями.
Здоровье определяется комплексом факторов, характеризующих морфо-функциональное развитие, физический статус ребенка, уровень адаптации к окружающей среде, сопротивляемость организма вредным факторам, дееспособность.
На основе данных обследования каждого ребенка врач условно относит к одной из трех групп здоровья. Дети, имеющие функциональные нарушения, относятся к третьей группе здоровья. Это дети – хроники (как правило, в обычной группе – это примерно 1-3 % от общего количества детей). Часто болеющие дети, отстающие в развитии, относятся ко второй группе здоровья (примерно 80- 95%). Дети, имеющие оптимальное физическое развитие, без каких-либо отклонений – к первой группе здоровья (примерно 3-6%).
Из опыта моей работы следует, что дети чаще всего стоят на учете у врачей: фтизиатра, невролога, аллерголога, лора, ортопеда.
В связи с этим большое значение приобретает ранняя диагностика, позволяющая врачу обнаружить заболевания в самом начале их развития, с тем, чтобы как можно раньше начать лечение. Оно проводится с использованием как лечебно-профилактических и общеукрепляющих мер, так и средств физического воспитания. Поэтому я стараюсь тесно контактировать с врачом и родителями. Так же для укрепления здоровья моих маленьких воспитанников провожу с ними профилактические мероприятия (травяные чаи, кислородные коктейли, ингаляции, массаж).
Проводя профилактические мероприятия, я столкнулась с проблемой: данные медицинского обследования показывают, что у большинства детей наблюдается сочетание различных отклонений в состоянии здоровья. Это затрудняет выбор как средств специального лечения, так и средств закаливания и физической культуры.
Только глубоко индивидуальный подход может помочь усиленному поиску адекватных медико-педагогических приемов. Такой подход я обеспечиваю, создавая благоприятные условия для двигательной активности детей, чтобы они содействовали повышению дееспособности и выносливости организма каждого ребенка.
Работу по физическом воспитанию детей я строю, учитывая особенности состояния их здоровья, определяя, отсутствуют или имеются у них отставания в физическом и двигательном развитии, от возрастных нормативов их физических возможностей. Для этого в начале и в конце года провожу обязательное обследование уровня развития двигательных навыков, физических качеств, состояния координации. На основании этих показателей отбираю занятия физической культурой с наиболее эффективным в оздоровительном плане сочетанием упражнений для каждого ребенка.
Большое значение в укреплении здоровья детей, в укреплении мышц, мускулатуры имеют общеразвивающие упражнения. Особая роль принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. Для тренировки дыхания использую наиболее полезные и доступные детям – ходьбу и бег, а также выполнение упражнений из разных исходных положений и для разных групп мышц.
Серьезное внимание уделяю показаниям и противопоказаниям в отношении использования тех или иных физических упражнений. Например, для профилактики плоскостопия даю ходьбу на носочках, на пятках, на внешней стороне стопы, ходьбу по палке, по ребристой доске, резиновым ребристым коврикам. Если у детей уже плоскостопие, то ходьба на пятках противопоказана. Если у детей выявляются функциональные изменения в сердце — ограничение нагрузки в подвижных играх, в длительном беге, в прыжках.
Для профилактики нарушения осанки я провожу упражнения, тренирующие выносливость мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки, упражнения, укрепляющие связочно-мышечный аппарат голени и стопы.
Чтобы дети росли крепкими, здоровыми физически и психически, чтобы добиться их оптимального физического развития, двигательной активности и подготовленности, в детском саду осуществляется комплексный подход в воспитательно-оздоровительной работе с детьми. Сюда входит организация рациональной двигательной активности детей, закаливание, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечение полноценного питания и создание условий организации оздоровительных режимов для детей (диагностика).
Какие же основные принципы и методические приемы я стараюсь использовать в своей работе?
I. Принцип рациональной организации двигательной активности детей, включая и занятия по физическому воспитанию.
1. Стараюсь, чтобы преобладали циклические, прежде всего, беговые упражнения во всех видах деятельности.
2. Провожу индивидуальную работу по физо на прогулке.
3. Провожу подвижные игры.
4. Повышаю моторную плотность занятий до 80% и более.
5. Обязательно использую музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.
6. Развиваю осознанное отношение детей к выполнению упражнений.
7. Использую мышечное расслабление как необходимый компонент большинства занятий по физо.
8. Делаю все для того, чтобы преобладали положительные эиоции во всех видах двигательной активности детей.
9. Учу красиво выполнять движения на занятиях.
II. Принцип реализации системы закаливания.
1. Одеваю детей (на открытом воздухе и в помещении) в одежду, соответствующую погоде. Здесь важен ежедневный контакт с родителями, так как многие кутают своих детей.
2. Поддерживаю вместе с помощником воспитателя температуру воздуха в помещении 18-20 градусов.
3. Провожу воздушные ванны в сочетании с гимнастикой пробуждения.
4. Умываются дети прохладной водой.
III. Принцип применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
1. Выявляю факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых невротических состояний у детей. Очень большое значение в этом имеет тесный контакт с родителями.
2. Применяю психолого-педагогические приемы, направленные на купирование и предупреждение нежелательных аффектов проявлений (для этого я использую элементы психогимнастики).
3. Обеспечиваю условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня.
4. Стараюсь создавать благоприятный психологический климат в группе, чтобы всем детям было комфортно.
5. Обучаю детей приемам мышечного расслабления. Например, на физкультурных занятиях в положении сидя, лежа.
6. Провожу психоаналитические и личностно-ориентированные беседы с детьми с аффективными и невротическими проявлениями.
7. Применяю «музыкальную терапию» для нормализации эмоционального состояния детей. Например, для успокоения, снятия стресса, возбуждения слушаем инструментальную музыку «Летний дождь» «Лунную сонату». Для эмоционального подъема – бодрую, современную (детскую и взрослую) музыку.
IV. Принцип обеспечения полноценного питания детей.
Этот принцип у нас выполняется хорошо. В рационе есть свежие фрукты, соки.
Таким образом, применение данных принципов и проведение оздоровительной работы на основе диагностики здоровья детей, а также при большой помощи медперсонала и родителей я стараюсь решать задачи по совершенствованию физического воспитания моих воспитанников, добиваясь снижения заболеваемости, обеспечения высокого уровня физического развития и двигательной активности детей и таким образом, повышая индекс здоровья малышей.
Список литературы:
1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт. -сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2009. – 186 с. – (Руководителю ДОУ).
2. Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9.
3. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. - М. : МО РФ, 1998.
4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М. : Просвещение, 1986. – 304 с.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. -- 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 344 с.