Жанна Бубнович
Организация игровой среды в домашних условиях для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Общие принципы подбора игрушек для сюжетной игры (соответствующие специфике деятельности и возрастным особенностям, действующие в детском саду, сохраняют свою силу и в домашних условиях. Но все же последние отличаются от условий общественного дошкольного учреждения, что не может не сказаться на организации развивающе-образовательной домашней среды в целом и на подборе игровых материалов в частности.
В чем же заключаются различия развивающе-образовательной среды в детском саду и дома?
Публикация «Организация игровой среды в домашних условиях для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Во-первых, домашняя среда, как правило, «настроена» на одного дошкольника, реже - на двух погодков или двух детей с возрастным разрывом в 2-3 года. В детском саду мы имеем дело с большой группой сверстников, что требует особой степени прочности игровых материалов, их количественного «умножения».
Во-вторых, дома зачастую нет возможности выделить особое, достаточное большое пространство для игры: не каждая семья располагает отдельной детской комнатой, но даже если таковая имеется, это одновременно и спальня для ребенка, и пространство его «рабочих» (неигровых) занятий. В групповом помещении детского сада есть выделенное пространство для игры или даже несколько «игровых ниш», которые могут быть оборудованы стационарными, занимающими довольно много места игровыми материалами.
В-третьих, семья не может позволить себе каждый год радикально обновлять набор игровых материалов и дизайн игрового уголка ребенка, тогда как в детском саду, как правило, игровой антураж ежегодно существенно меняется, подстраиваясь под новый возрастной этап, с переходом детей в следующую группу.
И, наконец, в-четвертых, условия детского сада и дома существенно различаются по возможности «распредмечивания» (обыгрывания) игровых материалов взрослым. У большей части российских семей нет специального взрослого (няни, гувернера, умеющего играть и реально играющего с ребенком. Родители, хотя и могли бы сделать это эпизодически, во время своего досуга, часто просто не имеют ни мотивации, ни навыков игры с ребенком. В детском саду специально обученный взрослый – воспитатель – систематически наблюдает за игрой детей и при необходимости подключается к ней или инициирует игру, обеспечивая детей веером способов использования игровых материалов.
В виду этих различий имеет смысл в подборе игрового материала для дома исходить из указанных выше общих принципов, но с учетом особенностей домашней обстановки сделать акцент на постепенном наращивании универсального «ядра» игровых материалов, то есть подбирать те материалы, которые полезны для развития игры и привлекательны для ребенка на протяжении больших временных отрезков – двух-трех лет, а то и всего дошкольного возраста.
Игровые материалы, служащие дополнением к универсальным игрушкам и теряющие свою привлекательность для ребенка по мере его взросления, постепенно изымаются из игрового обихода, заменяясь новым игровым антуражем. Такая постепенность замены позволяет не травмировать ребенка резким изменением игровой среды и в то же время избегать ее перегрузки.
Что мы можем отнести к универсальному «ядру» игрушек, проходящему сквозь весь дошкольный возраст?
Анализ наблюдений психологов конца 19– начала 20 века, анализ художественной и мемуарной литературы, а также данные этнографических исследований позволяют говорить об исторической устойчивости некоторых игровых материалов, которые с течением времени лишь меняют свой конкретно-исторический облик.
Говоря о кукле, мы имеем в виду любые антропо- и зооморфные фигурки, употреблявшиеся в традиционных обрядовых и необрядовых практиках и способные в условно-игровых формах заменять человека, выступать в его функции, а также их аналоги в современном быту, в том числе детских играх. Эта универсальная игрушка проходит сквозь весь дошкольный возраст с тенденцией : от крупного голыша или мишки, привлекающего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, до разнообразия антропо- и зооморфных фигурок небольшого размера, позволяющих выстраивать множество сюжетных коллизий (столкновений).
Что касается игрушек – предметов оперирования, то этнографические данные указывают на игровые заместители бытовых предметов (в основном посуды, а также на модели средств передвижения (транспорта, составляющие важную часть игровой среды (от коня-каталки, телег, карет, саней в прошлом до всего разнообразия транспорта в настоящем).
И, наконец, надо особо отметить строительные наборы из дерева (прошедшие исторический путь от самодельных чурочек до промышленно изготовленных наборов, а в настоящее время еще и кнопочные пластмассовые строительные наборы.
Итак, вырисовывается «ядро» домашней игровой среды : кукла в широком смысле, посуда и транспорт, макет (игрового пространства) и полифункциональный материал в виде строительных наборов.
Подбирая игрушки для дома, необходимо ориентироваться не только на полезность каждой из них, но и сразу иметь в виду целостный сюжетообразующий набор, что позволит эффективно использовать ограниченное домашнее пространство, не перегружая его.
Рассмотрим конкретно, как могут выглядеть сюжетнообразующие наборы игрового материала в домашних условиях для ребенка на этапах раннего, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста.
Для преддошкольника от 2х до 3х лет сюжетообразующий набор состоит из пары игрушек-персонажей – большой куклы-голыша (25-40 см) и крупного антропоморфного животного (плюшевый мишка или его аналог, игрушек-маркеров условного пространства, соразмерных персонажам (кукольная кровать или кухонная плита, и игрушек-предметов оперирования: набор кухонной и чайной посуды, большого, соразмерного куклам грузовика и коляски или коня на колесиках. Все игрушки – прототипические (служащие образцом).
Такой набор игрушек дает возможность выстроить первоначальную воображаемую ситуацию и задать потенциальные векторы разных проекций сюжетного события:
- игрового функционального действия (кормить, возить, готовить)
- ролевого поведения (ребенок как мама или папа развертывает простейшее взаимодействие пары кукольных персонажей)
-выстраивания условного пространства (спальни, кухни, другого местопребывания персонажей).
Этот сюжетообразующий комплекс дополняется полифункциональным материалом – строительным набором из дерева, который пригодится ребенку на протяжении всего дошкольного возраста.
Итак, совокупность универсальных игрушек – кукла и мишка (игрушки-персонажи, посуда и средство передвижения (игрушки – предметы оперирования, кукольная кроватка и плита (игрушки-маркеры) – составит первоначальный костяк предметной игровой среды дома.
Для младшего дошкольника от 3х до 5 лет предыдущий комплекс игровых материалов расширяется и к нему присоединяется новый сюжетообразующий набор.
В этом возрасте уже начинают проявляться индивидуально-стилевые особенности игры ребенка, поэтому игрушки должны не только обеспечить воплощение сюжетного события в разных проекциях (функциональной, ролевой, пространственной, но и учесть предпочтение ребенком масштаба выстраивания воображаемой ситуации. Поскольку роли, функциональные действия, условные пространства уже становятся разнообразными, расширение первоначального сюжетообразующего набора осуществляется за счет присоединения игрушек, обладающих потенциалом широкого событийного спектра и в то же время намекающих на возможность тех или иных конкретных событий. Это многотемные игрушки-предметы оперирования: руль, весы, бинокль, пара врачебных принадлежностей, телефон. Они задают и функциональные действия, и разнообразные роли, и намекают на то или иное условное пространство возможного события. Руль намекает на целый кластер «водительских» ролей (шофер, капитан, летчик, космонавт). В то же время он стимулирует выстраивание разнообразных игровых пространств, являясь их частью (автомобиль, корабль, самолет, ракета). Аналогично с весами (аптекарь, повар, продавец, биноклем (матрос, солдат, зритель, телефоном.
Имеющееся у ребенка желание как-то закрепиться в игровой роли вроде бы требует ролевой атрибутики. Конечно можно иметь дома многотемные ролевые атрибуты, такие как шапочка (врача, повара, каска (солдата, строителя). Но дома вполне можно обойтись и без них. В такой игре не требуется специальных игрушек для маркирования условного пространства – они подбираются из предметов детского и домашнего обихода (перевернутый стул – машина, диванные подушки – корабль, ковер – море и т. д.).
К этим игровым материалам присоединяется новый сюжетообразующий набор, необходимый для игры: 3-4 куклы среднего размера (10-15 см, составляющие «семью»; игрушки-предметы ориентирования, стимулирующие развертывание нескольких событий в сюжете, представлены разными транспортными средствами, соразмерными игрушкам-персонажам (автомобиль, лодка, корабль, самолет). Всего 3-4 предмета, это достаточно. Что касается игрушек – маркеров условного пространства, то в арсенале ребенка могут появиться небольшие макеты, соразмерные игрушкам-персонажам (кукольный дом, гараж). Но они в домашних условиях необязательны, так как могут быть сооружены из подсобных средств и расположиться на полках шкафчика, стеллажа, в коробках. Все необходимое для обозначения условного игрового пространства ребенок может выстроить из уже имеющегося у него строительного деревянного набора. В качестве полифункционального универсального материала добавляется кнопочный строительный набор среднего размера.
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в домашних условиях уже не нужны специальные игрушки для сюжетной игры, в которой ребенок сам находится в центре воображаемого события. Для такой игры он находит недостающие предметы-заместители в домашнем обиходе. Акцент в этом возрасте следует сделать на новом сюжетообразующем наборе, состоящем из мелкого игрового материала, открывающего широкие горизонты возможных «игровых миров». Универсальный набор для игры центрируется вокруг небольших маркеров пространства – многотемных макетов-модулей и макетов-карт с «насельниками» (игрушками-персонажами) и прикладом (игрушками-предметами оперирования). Для девочек подойдет макет-модель «дворец», для мальчиков – макет-модель «крепость».
Возможные «насельники», сомасштабные макетам,- мелкие (5-7 см) игрушки-персонажи: реалистические, сказочные, фантастические, наборы солдатиков, рыцарей). Полезны и чисто условные фигурки, которым можно приписать любые роли. Так же необходимы игрушки – предметы оперирования, которые позволяют «насельникам» полноценно существовать, а ребенку – развертывать последовательности событий. Это мелкий, соразмерный макетам, транспорт (лодки, корабли, автомобили, самолеты, коляски, мелкий приклад к тематическим фигуркам (пушка, трон, кровать). Недостающий антураж ребенок найдет среди деталей конструктора или смастерит из бумаги, пластилина.
Очень хороший традиционный игровой материал для этого возраста – железная дорога. Она сочетает в себе и макет-карту (рельсовый путь, и предметы оперирования (локомотив с вагонами, и игрушки-персонажи (железнодорожников и пассажиры). Железная дорога – это идеальный сюжетообразующий набор для старших дошкольников в домашних условиях. Так же существенным подспорьем в игре будет кнопочный строительный набор с мелкими деталями, из которого можно сконструировать не только недостающие маркеры пространства, но и фигурки персонажей, предметы оперирования (корабли, автомобили, ракеты).
Ориентируясь на эту информацию, взрослые смогли бы более осознанно и целенаправленно подходить к подбору материалов для домашнего игрового уголка, выбирать из множества возможных игрушек те, которые действительно способствуют развитию сюжетной игры, активизации воображения, и избегать ненужного изобилия игрушек, мешающего ребенку сконцентрироваться на игре, смещающего его активность в сторону поверхностного манипулирования вещами.
Спасибо за внимание!