Папки-передвижки

Организация игр с детьми с ментальными нарушениями. Консультация для педагогов

Светлана Александровна Воронова
Организация игр с детьми с ментальными нарушениями. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры могут быть важным средством развития детей с комплексными нарушениями, которые характеризуются своеобразием, замедленным или искаженным развитием. Как и для детей, развитие которых проходит в соответствии с возрастной нормой, детям с комплексными нарушениями игра может доставлять радость и удовольствие, быть значимым средством коммуникативного, эмоционального, умственного, речевого, физического развития. Игры могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами, родителями, тьюторами, социальными работниками образовательных организаций, которые посещают дети с комплексными нарушениями.

Дидактические игры, направленны на:

Темочки:

• Развитие сотрудничества и общения со взрослыми и детьми.

• Сенсорное развитие: – развитие слухового восприятия; – развитие зрительного восприятия; – развитие тактильно-двигательных ощущений; – развитие обоняния; – развитие вкусовых ощущений.

• Познавательное развитие: – развитие внимания, мышления, памяти.

• Физическое развитие.

• Развитие речи.

• Развитие предметно-игровой деятельности.

Все игры имеют следующую структуру:

1. Цель игры.

2. Оборудование, которое необходимо для проведения данной игры. Для некоторых игр необходим наглядный материал (картинки, таблички, пиктограммы, который нужно использовать в процессе проведения игр.

3. В некоторых играх речевой материал, который в зависимости от особенностей психоречевого развития детей может быть расширен или сокращен, дополнен невербальными средствами коммуникации (жестами, предметными или символическими календарями и др.).

4. Ход игры содержит описание последовательности проведения игры, взаимодействия взрослых с детьми, использования различных вербальных и невербальных средств, оценки действий детей.

В описании игр могут быть сделаны специальные комментарии по поводу проведения игр с детьми, имеющими низкий уровень психического развития. Среди них могут быть дети с нарушениями интеллекта, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, и для них правила игры могут быть упрощены. В зависимости от состояния зрения, слуха, интеллекта воспитанников определяется форма проведения игры: некоторые игры могут проводиться индивидуально «один на один», может использоваться игра с группой детей, для некоторых детей более целесообразна организация игр небольшими группами из 2–3 детей. В проведении игры участвуют двое взрослых: педагог, который предъявляет условия игры, руководит ходом игры, и второй взрослый (тьютор, воспитатель, ассистент, родитель, который помогает педагогу, повторяя его действия и воспроизводя их совместно с каждым ребенком. Игры лучше проводить в большом помещении, организовав детей в круг или предложив им сесть на стульчики полукругом. Некоторые игры могут проводиться за столами или партами. Первоначально педагог должен понять, насколько содержание игры адекватно уровню развития детей, готовы ли они к восприятию материала с учетом их сенсорных, интеллектуальных, двигательных возможностей. До начала игры педагог должен определить, какой речевой материал и какие средства коммуникации могут быть доступны каждому ребенку. Возможно, для слабослышащих детей с тяжелыми нарушениями зрения может оказаться доступна речевая инструкция, для слепоглухих детей — устно-дактильная или жестовая, воспроизводимая вместе со вторым взрослым. В том случае, если ребенку недоступен предлагаемый речевой материал, он может быть упрощен, а для некоторых детей могут быть использованы простые жестовые инструкции. Для лучшего понимания детьми правил игры речевые инструкции могут быть дополнены пиктограммами, табличками, схемами, барельефными изображениями. Важно четко объяснять правила игры, используя доступную лексику и демонстрируя действия. Немаловажным условием проведения игр является полноценное обследование предлагаемых предметов и объектов, уточнение понимания детьми назначения и свойств предметов. Используются все доступные способы обследования предметов, прежде всего на основе тактильно-двигательных ощущений, обоняния, зрительного и слухового восприятия. Необходимо предоставлять детям достаточное время для обследования предметов. Незнакомые или малознакомые предметы, назначение которых непонятно детям, должны быть исключены из предъявления. Для реализации целей и задач, решаемых в процессе игр, каждая игра должна повторяться несколько раз, по возможности проводиться в другие дни, в других условиях.

Если у ребенка что-то не получается, важно поддержать его, показать, как необходимо действовать, выполнить действия совместно. Если ребенок не понимает, что нужно делать, вовлекайте в игру других детей, членов семьи для совместных действий. Важно содействовать всем попыткам ребенка начать игру или продолжить ее по-другому. Поддержка действий ребенка может осуществляться в разных формах: в речевой (устно, с помощью таблички с напечатанными словами «Молодец!», «Хорошо», с помощью пиктограмм, жестов, других средств коммуникации, доступных ребенку, в том числе телесных (поглаживание по голове, по руке, объятия, поцелуи). Игры должны проводиться в спокойной атмосфере, когда ребенок чувствует внимание со стороны взрослых, а взрослые поддерживают ребенка и поощряют все его попытки действовать в соответствии с правилами игры.

Публикации по теме:

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Дидактическое пособие «Закрой изображение листочком» для занятий с детьми с ментальными нарушениямиДидактическое пособие «Закрой изображение листочком» для занятий с детьми с ментальными нарушениями Данное пособие мы используем в работе с детьми с ОВЗ в старшей группе ДОУ. Задания, на первый взгляд, кажутся простыми, не требующими умственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игр с детьми с ментальными нарушениями. Консультация для педагогов
Опубликовано: 2 января 2025 в 13:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация игр с детьми с ментальными нарушениями. Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Воронова (УИ 3243348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД