Елена Машкина
Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление – это то пространство, в котором формируются гражданские компетенции обучающихся, развиваются личностные качества ребенка.
Самоуправление – особый вид управления, отражающий структуру отношений, сложившуюся между участниками взаимодействия в той или иной иерархии интересов и потребностей [1].
Публикация «Организация и психолого-педагогическое сопровождение классного самоуправления» размещена в разделах
Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей [1].
М. И. Рожков выделяет в этом определении следующие ключевые слова: развитие самостоятельности, принятие и реализация управленческих решений, групповые цели.
Развитие самостоятельности – поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей. Принятие и реализация управленческих решений обязательный признак развивающегося самоуправления.
Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой – способствует объединению детей на основе объединения их интересов [1].
Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Базовые принципы самоуправления
- Равноправие — все должны иметь право голоса при принятии того или иного решения.
- Открытость и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
- Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
- Целесообразность — деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
- Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
- Самодеятельность — творчество, активность, самодеятельность учащихся.
- Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах.
Структура самоуправления класса
Высшим органом классного самоуправления является классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:
- определение программы деятельности своего ученического коллектива;
- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);
- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);
- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов, заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;
- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Классное собрание распределяет поручения учащимся, избирает старосту (командира, президента и т. п., представителей в органы ученического коллектива, заслушивает отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждает различные памятки, положения (о консультантах по предметам, дежурстве по классу и школе и др.).
Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое собрание, но возможно и обсуждение одного или нескольких организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы).
Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.
Психологическое сопровождения классного самоуправления
Ученическое самоуправление – это важнейший компонент общешкольной воспитательной системы, который включает в себя активные исследовательские, управленческие, игровые, формы и средства, способствующие формированию лидерских качеств, навыков позитивного общения и самореализации.
Процесс формирования социальной активности личности учащегося средствами ученического самоуправления будет эффективным, если школьное самоуправление будет строиться на основе современных педагогических подходов к его организации, содержанию и технологиям.
Развитие классного самоуправления должно обеспечиваться комплексным психолого-педагогическим, медико-социальным, информационно-познавательным, организационно-управленческим, кадрово-методическим сопровождением как на индивидуальном уровне, так и на уровне образовательной системы.
Основным приоритетом работы педагога-психолога в условиях введения ФГОС становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.
Одним из направлений является поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Объекты психолого-педагогического сопровождения ученического самоуправления
1. Обучающиеся с неодинаковыми стартовыми позициями в развитии коммуникативных и организаторских способностей.
2. Педагоги с разной степенью вовлеченности в организацию ученического самоуправления : участники проектных групп, классные руководители, учителя-предметники.
3. Родители с различной степенью включенности в структуру управления.
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Форма сопровождения Уровень сопровождения Содержание работы Предполагаемый результат
Диагностика На уровне класса
1) Определение уровня развития коммуникативных и организационных способностей учащихся (методика КОС и др.);
2) Выявление неформальных лидеров классных коллективов (методика
«Социометрия», опросы)
Сформированные Коммуникативные и организаторские навыки.
Высокий уровень развития ученического самоуправления
Консультирование На уровне ОУ
Консультирование классных руководителей, учеников-предметников, родителей по формированию актива и содействию развития ученического самоуправления
Индивидуальное Консультирование учащихся по проблемам коммуникации и развития их коммуникативных и лидерских качеств
Развивающая работа Групповое Проведение тренингов общения, лидерства и т. п.
1) индивидуальная форма в виде индивидуальной психодиагностики, индивидуальной консультации, индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
2) микрогрупповая форма (от 2 до 3 человек) в виде микрогрупповой психодиагностики, консультации, коррекционно-развивающей работы с психологом;
3) групповая форма в виде групповой психодиагностики, групповой консультации, групповой коррекционно-развивающей работы.
Методы:
Методы индивидуальной диагностики включают психодиагностические методики по определению индивидуальных особенностей, определяющих успешность вхождения в проектную деятельность и осуществлению функций, связанных с ученическим самоуправлением (стандартизованные методики (тесты, анкеты) и малоформализованные методов (проективные техники, беседа, анализ продуктов деятельности и др.).
Методы групповой диагностики – это наблюдение за ученическим коллективом и социометрия.
Источники:
1. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб. -метод. пособие. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 158 с.
2. Карпенко С. И. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности школьников. – Автореф….канд. педагог. наук, 2005. –198 с.
3. Степанова Е. Д. Программа психолого-педагогического сопровождения проекта «Разработка и апробация модели ученического самоуправления в условиях МОУ СОШ № 8 и государственно-общественного управления». – Томск, 2012
4. https://www.shkola41.ru/index.php/malstrana/samoupravlenie
5. https://s27004.edu35.ru/attachments/article/233/Описание%20модели%20ученического%20самоуправления. docx
6. https://sites.google.com/
7. https://www.obo-sosh2.ru/vneklassnaya/uchenicheskoe
8. samoupravlenie/143-organizacziya-samoupravleniya-v-klasse.html