Елена Миллер
Организация и проведение фольклорного праздника «Кузьминки» в детском саду
1. Особенность подготовки фольклорного праздника в детском саду
Фольклорный праздник в детском саду – это особенный праздник, который требует тщательной подготовки. Для того, чтобы организовать праздник на фольклорном материале, необходимо педагогическому коллективу дошкольного учреждения обладать необходимыми теоретическими и практическими знаниями в этой области.
Публикация «Организация и проведение фольклорного праздника „Кузьминки“ в детском саду» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Организаторы праздника в детском саду (это прежде всего, музыкальный руководитель, воспитатели, педагоги дополнительного образования) должны четко представлять значение праздников в жизни русского народа. А именно:
- праздники сближали людей
- праздники еще более укрепляли родственные связи
- праздники давали возможность молодым людям знакомиться, общаться
друг с другом
- праздники являлись источником радости
- на праздниках можно было узнать новости о тех или иных событиях в
стране
Мы должны понимать, что народные праздники в старину укрепляли хозяйственные и семейные связи, играли важную роль в формировании традиций. Нельзя забывать, что фольклорные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.
Подготовка и проведение праздника требуют и от дошкольников обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.
В организации праздника выделим несколько этапов.
1 этап. Планирование.
Любой праздник планируется заранее, как правило, в начале учебного года. Запланировав тот или иной праздник, определяем цель и задачи, а также методы организации праздника.
Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, с народными традициями и обычаями.
2 этап. Разработка сценария.
Этот этап требует от разработчиков сценария творческих, креативных способностей. Сценарий праздника на фольклорном материале должен быть содержательным, интересным, ярким.
Тщательно продумывается музыкальный репертуар (песни, игры, хороводы, который должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников.
Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, игры, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет русская народная музыка.
При разработке сценария праздника учитывается необходимость участия каждого ребенка в мероприятии. Желательно задействовать всех дошкольников в празднике. Пусть у каждого будет своя, пусть даже маленькая роль.
3 этап. Работа по подготовке праздника.
Информируем родителей о предстоящем празднике. Объясняем цель и задачи. Возможно проведение консультации по данной теме как для родителей, так и для воспитателей и педагогов ДОУ.
Для того, чтобы народный праздник в детском саду стал ярким событием в жизни дошкольника, необходимо активное участие родителей в таком мероприятии. Так как именно в семье закладывается духовно-нравственное начало. Причем, родители могут как оказать помощь в пошиве костюмов или в изготовлении праздничной атрибутики, так и стать непосредственными участниками праздника (например, исполнить ту или иную роль в представлении).
При подготовке народного праздника нельзя забывать об оформлении зала, изготовлении декораций.
А детям на данном этапе рассказываем о предстоящем празднике, они должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника.
Начинаем разучивать репертуар (учим стихи, песни, занимаемся постановкой танцев и плясок).
4 этап. Проведение праздника.
В день праздника организаторам необходимо создать особую праздничную, позитивную атмосферу! Нужно забывать, что дети должны получить эмоциональное удовольствие от праздника. Фольклорный праздник в детском саду заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, который проходит в непринужденной и веселой форме.
5 этап. Подведение итогов.
Проводим беседы с детьми. Говорим о том, что понравилось на празднике больше всего, что запомнилось. Дети делятся своими впечатлениями. Возможен просмотр видео-фото материалов праздника. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
2. Рассмотрим праздник Кузьминки
Планируя проведение этого праздника, мы должны знать историю этого праздника.
Праздник Кузьминки отмечался на Руси 14 ноября. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.
Кузьминки – праздник кузнецов. В народе рассказывали, что святые были кузнецами и за работу денег не брали, от чего их звали бессребрениками.
По традиции в день, когда праздновалась память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - приходите к нам кашу хлебать!».
После церкви ремесленники собирались на складчину – сытник – и веселились всю ночь. Изба и двор, выбранные для пиршества, становились своеобразным театром и ярмаркой. Мастера приносили свои лучшие изделия, шутливой пантомимой, танцами, песнями и былями рассказывали о том, что умели делать.
Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.
Считалось, что Кузьма-Демьян покровительствует свадьбам, усиливают женское начало, оказывают помощь женским работам, семейному ладу и продолжению рода.
Праздник Кузьминки проводится в детском саду с целью развития познавательного и творческого потенциала дошкольников через приобщение к традициям и обычаям русского народа.
Основные задачи проведения праздника Кузьминки :
- формирование представлений о содержании, структуре русского народного
обряда;
- воспитание интереса и уважения к традициям народных праздников :
- стимулирование положительной мотивации к изучению произведений
русской народной культуры;
- создание благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного
возраста.
Предварительная работа с детьми может включать в себя:
- беседы о празднике Кузьминки на Руси (в доступной форме дети старшего
дошкольного возраста знакомятся с народными традициями, связанными с
праздником);
- знакомство с русскими народными играми («Нос», «Петушиный бой,
«Золотые ворота», где радость движения сочетается с духовным
обогащением детей);
- разучивание народных песен («Во кузнице», «К нам гости
пришли», «Дуня-тонкопряха или других);
- разучивание детских частушек;
- разучивание хоровода (например «На горе-то калина»);
- разучивание народных плясок
- подготовку инсценировок песен («Как у наших у ворот»,
«Посмотрите, как у нас в мастеровой» или других).
При составлении сценария праздника Кузьминки необходимо сохранять основные традиционные элементы осенних календарных обрядов:
- проводы осени;
- чествование тружеников;
- демонстрация рукоделий;
- исполнение песен и плясок, соответствующих содержанию осеннего
календарного цикла;
- соревновательные элементы в плясках, играх, песнях;
- праздничное угощенье.
Оформление зала для проведения праздника Кузьминки требует тщательной подготовки. Использование предметов русского быта усиливает эмоциональное воздействие праздника на дошкольников. Декорацией для праздника может служить русская изба. А в русской избе может присутствовать печь, стол с праздничной накрытой скатертью, скамьи для гостей, предметы кухонной утвари.
В сценарий праздника возможно включение сюрпризных моментов, импровизаций, которые стимулируют интерес детей. Это усиливает впечатления и переживания детей, а также обогащает художественное и эстетическое восприятие.
А включение народных игр в праздник способствует воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучает детей быть честными и правдивыми.
3. Заключение
Проведение народного праздника Кузьминки наряду с другими народными праздниками обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Праздники на фольклорном материале пронизаны духовной мудростью народа. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания дошкольников.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к своей Родине.