Татьяна Хон
Организация и проведение «Часа свободного творчества» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение «Часа свободного творчества» в детском саду.
Творческая активность, как качество личности проявляется уже в раннем детстве, когда ребенок настойчиво ищет и самостоятельно использует разнообразные средства и способы достижения цели. Все мы знаем о том что существуют два типа детской активности : собственную активность ребенка и активность, стимулируемую взрослым.
Самим ребенком, его внутренними состояниями, определяется собственная активность. В этом процессе дошкольник выступает как личность, творец собственной деятельности
Темочки:
При активности, которую стимулирует взрослый, ребенок получает результаты, заранее определенные взрослым, который показывает и рассказывает, что и как необходимо делать, организует его деятельность.
Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого, тем содержательнее становится собственная активность дошкольника. Проблема развития активности и самостоятельности напрямую связана с предоставлением детям свободы выбора деятельности.
В нашем детском саду мы решили создавать ситуации свободного выбора, которые, с одной стороны, позволят выявлять художественно-творческие интересы и способности детей, а с другой – будут способствовать их дальнейшему развитию.
Так у нас возникла идея предоставления дошкольникам свободного выбора вида художественно-творческой деятельности в ходе «Часа свободного творчества»
задачами корой стали:
выявление потенциала! каждого ребенка;
совершенствование художественно-эстетических умений и навыков, обогащение опыта творческой деятельности;
формирование и развитие духовных качеств личности, художественно - эстетического мышления
развитие качеств творческой личности : любознательности, познавательной активности, интеллектуального потенциала, стремления к совершенствованию.
Для развития творческой активности дошкольников были выбраны такие виды художественно-продуктивной деятельности: лепка из полимерной глины оригами, нетрадиционные виды рисования, бумагопластика, а так же конструирование из природного материала.
Чтобы свободное творчество не только обогащало детей, но и доставляло им радость и удовольствие, была разработана структура «Часа свободного творчества». После сна дошкольникам предлагается поучаствовать в творческой деятельности исходя из их интересов.
Вначале «Часа свободного творчества» объявляется общий сбор (3-5 мин, во время которого воспитатель и дети обсуждают, чем будут заниматься. Узнав тему встречи дети знакомятся с образцами. (так например последней была тема «птицы) Видя, что из разных материалов можно создать один и тот же образ с разной степенью похожести, у ребенка развивается восприятие, формируются более полные и разнообразные представления о предметах окружающего мира. Дети выбирают занятия по интересам взяв билет до той или иной станции творчества они отправляются заниматься любимым делом. Всем известно, что именно интерес составляет основу свободы выбора деятельности : Деятельность, выбранная ребенком по собственному желанию, выполняется с высоким эмоциональным подъемом, ему легче проявить свои способности.
На каждой творческой станции детям предоставляется свобода выбора материалов и инструментов, способов выполнения того или иного задания, темпа деятельности и т. д. Продолжительность художественно-творческой деятельности дошкольников составляет 25-30 мин (в зависимости от возрастной группы.
Каждый ребенок включаясь в деятельность, приобретает творческий опыт, удовлетворяет свои интересы к определенному виду художественного творчества. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме).
Опыт показывает, что в ходе деятельности одни дети отдают предпочтение разным видам художественной продуктивной деятельности, но большая часть детей ограничиваются одним понравившимся видом.
Заканчивается «Час свободного творчества» итоговым сбором (5–7 мин, в ходе которого дошкольники учатся демонстрировать результаты своего творчества, приобретают опыт самоутверждения. Все работы созданные детьми в ходе часа свободного творчества дети могут забрать домой (это их очень радует) или оставить в уголке творчества в группе (хотя такие случаи можно сосчитать по пальцам).
Таким образом, данный вид культурной практики с одной стороны, позволяет нам выявлять художественно-творческие интересы детей, а с другой – способствует дальнейшему развитию творческих способностей наших воспитанников.