Светлана Напрасненко
Организация духовно-нравственного воспитания детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Безусловно, духовно – нравственное воспитание невозможно без участия семьи, потому что только в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. А для этого сама семья должна быть тем, чем и она должна быть - малой церковью. И при условии, что семья является малой церковью, возможно естественное постоянное духовное развитие ребенка, так как только в этом случае оно осуществляется не только за счет морализирования, а благодаря православному образу жизни семьи. Это то, о чем Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Всякий, получивший чисто русское воспитание, непременно отыщет в душе своей глубокие неизгладимые впечатления множества церковных песен и священнодействий, службы Великого поста и Страстной недели, встречи Светлого праздника, Рождества, Крещения и всех тех годичных церковных торжеств и служб, которые составляют эпохи в годовой жизни каждого чисто русского семейства».
Публикация «Организация духовно-нравственного воспитания детей в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Поэтому необходима постоянная работа с семьей, позволяющая соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно – нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом необходима такая организация работы, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.
Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен. Дискредитация социального института семьи привела к тому, что молодое поколение в настоящее время лишено прежнего социального опыта создания устойчивой многодетной семьи.
Занятия с детьми в детском саду предполагают использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения. Традиции семейного воспитания осваиваются детьми дошкольного возраста в процессе воссоздания годового уклада детской жизни в семье, определяющего содержание и виды деятельности детей на занятиях и в свободное время. Дети готовятся к совместным праздникам, совместно готовят поздравления и подарки, совместно трудятся и веселятся.
В течение года часть занятий, а также праздники (День матери, Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение, День защиты детей и другие) проводятся совместно: с участием детей и родителей. Мы предлагаем родителям выступить в качестве различных персонажей.
Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляется в семейной гостиной по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания отечественной культуры, жизни семьи и общества. Мы привлекаем родителей к изготовлению пособий для оснащения кабинета православной культуры, в частности, карусели по ознакомлению с годовыми праздниками.
Неоценимую помощь оказали родители в создании комнаты русского быта: переданы в дар детскому саду иконы, предметы старины.
Для включения детей и родителей в совместную деятельность мы проводим конкурсы и предлагаем выполнить домашние задания: изготовить кормушки для птиц, сделать поделки из природного материала. К празднованию Дня защитников Отечества предложили старшим дошкольникам и их родителям изготовить модели военной техники. Выполненные работы украсили зал во время проведения праздника. Эти задания сплачивают семью в достижении общей цели, позволяют родителям больше времени уделять общению со своими детьми.
Деятельностное включение семьи в круг занятий является еще одной особенностью работы нашего детского сада.
Формирование позиции социального сотрудничества со всеми родителями является важнейшим условием успешной работы. Постепенное включение старших членов семьи в активное воспитание детей идет от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях. Традиционными стали совместные выезды на природу в День защиты детей, в день выпуска воспитанников из детского сада.
Мы считаем, что в то время, когда мировоззрение ребенка-дошкольника заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых, когда родители большую часть времени проводят в стремлении утвердиться на работе, проводимая нами работа по духовно нравственному воспитанию дошкольников как никогда важна и необходима. Об этом свидетельствуют отзывы родителей наших воспитанников.