Наумова Галина Васильевна
Организация дежурств и их роль в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Руководствуясь Образовательной программой, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в работе с детьми педагоги стараются создать условия для воспитания у дошкольников трудолюбия, развития умения выполнять трудовые поручения добросовестно, с чувством ответственности, а также прививать любовь и уважение к труженнику.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дежурство. Организация дежурства
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
Работа по трудовому воспитанию дошкольников проводилась с учетом добровольности, желания и заинтересованности дошкольников, а также с учетом настроения воспитанников на момент получения поручения.
Уже в начале средней группы с дошкольниками проводилась работа по формированию предпосылок трудовой деятельности через воспитание желания дошкольников участвовать в труде, при этом уделялось особое внимание одной из форм хозяйственно-бытового труда – дежурству.
В связи с чем, перед началом работы, было проведено анкетирование среди родителей, результаты которого позволили сделать однозначный вывод о том, что родители (законные представители) воспитанников считают возможным для своего ребенка выполнение посильных поручений воспитателя в детском саду, и что в современных детям просто необходимо воспитывать желание трудиться. Почти 100 % опрошенных родителей приобщают своего ребенка к трудовой деятельности в условиях семьи, в первую очередь считают необходимым научить ребенка навыкам самообслуживания, а также навыку раскладывания игрушек по местам после игры и рабочего места после творческих или иных занятий. При этом подавляющее большинство родителей отметили, что их ребенок выполняет данные действия только после напоминания, что означает что у детей не сформирована потребность в чистоте и опрятности в комнате или же он знает, что члены семьи сами уберут беспорядок и поэтому нет необходимости утруждаться, в связи с чем возрастает склонность ребенка к развитию слабости воли, а попросту – лени.
На основе результатов анкетирования были поставлены следующие задачи:
1. Прививать элементарные навыки самостоятельности, необходимые в самообслуживании.
2. Воспитывать желание соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
3. Способствовать развитию умения выполнять поручения взрослого
На 5 году жизни дети стремятся к проявлению самостоятельности, с удовольствием выполняют небольшие поручения взрослых.
Мы старались привлекать детей к участию в подготовке к приему пищи и к организованной образовательной деятельности, давали несложные поручения: разложить карандаши, поставить подставки или накрыть на стол, при этом фиксировали, какими трудовыми навыками дети владеют.
Начиная с середины учебного года, с целью вызвать интерес у дошкольников, оформили стенд дежурства, родители сшили красивые фартучки. Дети были в предвкушении интересных дел.
Проанализировав результаты собственных наблюдений за детьми и методы, которые мы применяли, пришли к выводу, что необходимо:
1. Формировать у детей навыки, необходимые для дежурства, развивать умение сервировать стол, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы, учить последовательности трудовых действий.
2. Воспитывать у дошкольников стремление выполнять работу для других, воспитывать заботливое отношение друг к другу.
3. Вызывать желание хорошо выполнять обязанности дежурного, формируя начало ответственного отношения к своим обязанностям.
4. Формировать у дошкольников элементарные умения договариваться друг с другом о распределении обязанностей дежурных, а также о своевременном завершении совместных дел.
В решении этих задач использовали все многообразие путей и средств воспитания, но ведущим методом была игра.
С воспитанниками была организована дидактическая игра «Накроем стол для кукол». Цель – научить детей последовательности действий для сервировки стола. В процессе игры использовалось художественное слово, чтение художественной литературы, а также фланелеграф, на котором выкладывали формы посуды в нужной последовательности. Детям продемонстрировали новые приемы рационального использования посуды и ее размещения: берем 3 чашки и ставим их с одной стороны стола и еще 3 – с другой. Напомнали при этом о соблюдении культурно-гигиенических навыков, о необходимости мыть руки перед дежурством, брать чашки не за внутреннюю сторону, а за ручку и т. д. Обращали внимание на эстетическую сторону сервировки, например, блюдце должно соответствовать чашке по цвету и изображению узора на нем и т. д.
Интересно прошла дидактическая игра «У мишки день рождения», где дети помогали игрушечному мишке накрывать стол для гостей.
В играх детей мы старались создать ситуации, при которых необходимо накрывать стол для кукол. С помощью дидактической игры «Что кому нужно для работы», уточняли назначение оборудования (тряпочек, щеток-сметок). Чтобы закрепить умения последовательно сервировать стол, использовали прием напоминания, в процессе дежурства задавались вопросы : Что нужно сделать, прежде чем приступить к дежурству? Как убрать щеткой-сметкой мусор?
Последующие наблюдения показали, что дежурные усвоили назначение оборудования, но затруднялись размещать приборы на столе, ошибались в схеме расположения столовых приборов.
В дальнейшем мы стали обращать внимание на формирование у детей пространственной ориентировки. Организовали дидактические игры «Раз, два, три, правую руку подними», «Погладим собачку правой рукой», «У заки заболело правое ухо» и т. д.
Дети усвоили последовательность сервировки стола, но оказалось, что они не понимают, почему чашку надо ставить ручкой вправо, а салфетницу на середину стола. На вопрос «Почему ты поставил так? дети отвечали «Так правильно». Из этого можно сделать вывод о том, что дежурные не понимали, что это делается для удобства и что при неправильной постановке чашки во время поворота содержимое можно разлить.
Как сформировать у детей стремление осознанно выполнять свою работу? Чтобы решить поставленную задачу была организована игра «У зайки в гостях» : зайка поторопился, небрежно накрыл на стол, а гостям это не понравилось и они ушли домой. Почему? Какие ошибки зайка допустил в сервировке стола? Одновременно игра содержала и воспитательную задачу : учили детей гостеприимству, внимательности, заботливости, вежливости. О работе дежурных вели разговор со всеми детьми. Обращали внимание на то, что они работали дружно, что очень старались накрыть так, чтобы всем было приятно и удобно пользоваться прибором. Подчеркивали: Дежурные старались для всех ребят, а когда подойдет очередь каждого из вас быть дежурным, то также постарайтесь все делать правильно и красиво и тоже для всех. Своим отношением к дежурным, хорошо выполняющим свои обязанности, старались показать, что они заслуживают одобрение, так как были внимательны к своим товарищам. «Спасибо нашим дежурным за то, что они все красиво и правильно расставили». Этим самым побуждали детей поступать также, осмысленно относиться к труду дежурных. Когда дети садились за стол, мы желали им приятного аппетита, спрашивали: Замечают ли дети, что о них позаботились дежурные? Все это положительно сказывается на отношении к дежурству, стимулирует их самостоятельность, активность, желание трудиться для всех.
Чтобы воспитать положительное отношение к дежурству, требовалась соответствующая работа и с родителями воспитанников. В беседах с ними особое внимание уделяли вопросу дежурства по столовой. Говорили о том, что дежурства способствуют воспитанию у детей ответственности и чувства долга, организованного поведения и дисциплинированности, заботливости и внимания к окружающим.
Оформляя стенд по трудовому воспитанию, уделяли особое внимание данной форме организации труда детей. И следует сказать, что мы вызвали интерес к нашей работе как у детей, так и у их родителей.
Работа в данном направлении найдет свое продолжение в следующих возрастных группах. Важно учить ребят работать не только быстро, но и дружно, умея договариваться и распределять между собой обязанности. Дежурство по столовой необходимо использовать как средство воспитания у детей культуры общения, внимания, предупредительности, вежливости, заботливости. Поднять авторитет дежурных, благодаря воспитанию у детей трудолюбия, стремления быть полезным в делах группы, понимая пользу труда для других.