Устюгова любовь
Роль загадки в воспитании детей
▼ Скачать +Заказ
Роль загадки в воспитании детей
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил свое отражение в загадке. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. «Любознательная пытливость создавала загадку, которая в первоначальном своем виде могла быть не что иное, как смелый вопрос пробужденного ума о таинственных силах и явлениях природы».
Публикация «Роль загадки в воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками.
Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других фольклорных жанрах.
С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством — средством обучения детей.
У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
Как видим, педагогическая направленность в использовании народом загадок является очевидной. Отсюда понятна и их многовековая жизненность и популярность у детей.
И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Что такое загадка?
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Рассмотрим педагогические возможности загадки.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир родной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?. Загадки в концентрированной, почти символической форме от-ражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире — тайна, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».
Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то ука-зывает на сущность предмета, на его назначение.
Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: Кто меня назвать не сможет? Я на ёжика похожа, я от пыли и от пятен охраняю ваше платье (Щетка); на то, из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные. (Оконная рама); на назначение предмета: Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу – всех разбужу. (Будильник.) Некоторые загадки показывают предмет в действии: Идет пороход – то назад, то вперед, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.)
Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания: Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина.)
Многое детям могут рассказать загадки о животных. Об их величине: Меньше тигра, больше кошки, Над ушами – кисти-рожки. (Рысь.); о частях тела: У него рога ветвисты, ноги тонки, ноги быстры. (Лось); о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста: Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.) Косоглазый, маленький в белой шубке, в валенках. (Заяц); об окраске животного: Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лиса.)
Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: Днем спит, а ночью летает и прохожих пугает. (Сова); на среду обитания и способы защиты: Она, змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет — другой вырастает. (Ящерица); на приносимую людям пользу: К своим ласкается, на чужих ругается. У своего теремочка сидит на цепочке. (Собака); на то, чем лакомится животное: Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет. (Кошка.)
В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет: Круглое, румяное с дерева достану я. (Яблоко). Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Цветок колокольчик); на вкус и запах плодов: Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь — руку обдерешь. (Крыжовник); на место обитания: Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены. (Березки); на изменения в процессе роста и развития: Две сестры: летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородина.)
Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.
Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает «картинное описание предмета». Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички — такими изображены в за-гадке полевые ромашки. Весь из золота отлит на соломинке стоит — горделиво красуется налитой солнцем и жизненной силой маленький колосок.
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка — это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЗАГАДОК
Важным требованием, предъявляемым к загадкам для дошкольников, является их доступность.
Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений и понимания, пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в нее, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни. Это загадки о человеке, о предметах, созданных его труд о живой и неживой природе.
Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, пример о времени (что такое год, месяц, о жизни и смерти, о родстве (муж, жена, свекровь и т. д., о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и т. д., о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька) и пр.
Основа для отгадывания загадок — достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок воспитатель должен учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.
Надо исходить также из мыслительно-речевой природы загадки : учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребёнку, сложность художественного образа и особенности речевой фразы загадки.
Нельзя не учитывать и особенности понимания загадки ребенком, и характер возможных затруднений при отгадывании.
Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще.
Наиболее просты те загадки, в которых указываются самые типичные признаки. Так, в загадках о животных наиболее типичным признаком является голос животного: Раньше всех встает, «Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух.) Несмотря на свою лаконичность, подобные загадки доступны даже детям младшего дошкольного возраста.
Решению логической задачи помогает и рифмующаяся отгадка:
Встает на заре,
поет во дворе,
на голове гребешок.
Кто же это? (Петушок.)
Без самого яркого отличительного признака — голоса и рифмующегося ответа — загадка становится сложнее :
Хвост с узорами,
сапоги со шпорами,
песни распевает,
время считает. (П е т у х.)
Здесь конкретно названы признаки внешнего вида — узорный хвост, шпоры на ногах, сказано, что птица «распевает песни», но не упомянуто, какие и как. Эта загадка, следовательно, может быть предложена более старшим детям.
Не вызывают затруднений литературные загадки, если они представляют собой подробные рассказы о предметах:
Он бывает с толокном, А как выйдет он оттуда,
С рисом, мясом и пшеном, То кладут его на блюдо.
С вишней сладкою бывает. Ну, теперь зови ребят!
В печь сперва его сажают. По кусочку все съедят.
(Пирог)
Всем нам пригодится Творожок на пирожок…
Белая водица. Кушай, Ванюшка-дружок!
Из водицы белой Ешь да пей, гостям налей
Все, что хочешь, делай И коту не пожалей!
Сливки, простоквашу, (Молоко)
Масло в нашу кашу, А. Рождественская
Как видим, в загадках названы признаки, хорошо известные ребенку из его личного опыта. Этих признаков много, они варьируются по-разному. Так, о молоке говорится, что из «белой водицы» можно делать сливки, простоквашу, масло, творог, что его можно пить, дать коту. Подобные рассказы-загадки понятны младшим дошкольникам.
Но есть и такие литературные загадки, в которых подробно и обстоятельно говорится о предмете, мало доступном опыту малыша:
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
А. Рождественская
Такую загадку лучше предложить детям среднего дошкольного возраста.
При уменьшении количества названных в загадке признаков отгадывание зависит от того, насколько они типичны. Так, в загадке Длинный хвостище, рыжий волосище, сама хитрища указаны настолько типичные признаки, что дети безошибочно узнают лису. Их не смущает даже непривычная лексика: «волосище», «хитрища».
Если же названные признаки не являются типичными определяющими, то такая загадка много труднее : Шапочка зеленая до ушей надвинута. (Орех.) Указанные признаки (у ореха зеленая шапочка и надвинута она глубоко) характеризуют предмет только с внешней стороны, не раскрывая его сущности. Для отгадывания таких загадок нужен достаточный жизненный опыт, тонкая наблюдательность. Загадки, в которых характеристика дана лаконично (названо один-два признака предмета, дети могут отгадать лишь при условии, что им эти признаки хорошо известны. Так, дошкольникам хорошо известно, что соль, сахар растворяются в воде.
Поэтому такую загадку, как Белый камень в воде тает, они отгадывают легко, хотя характеристика предмета дана далеко не полно. Другую же (о соли) В воде родится, а воды боится, отгадать не могут, потому что им неизвестно, как добывается соль; дети дают самые нелепые ответы: «рыба», «собака», «человек». Даже, казалось бы, элементарно простая загадка Витя — трус, кричит: «Боюсь!» Зашипел на Витю. (гусь, оказалась непосильной. «Змея», «тигр», «пчела», «ветер», «утюг»,— говорили дети. Не помогла и ожидаемая рифма (боюсь — гусь). В этой загадке всего один признак характеризует птицу — «зашипел», и именно он оказался детям неизвестен.
Совсем непонятна детям такая загадка : Бьют меня
палками, мнут меня камнями, жгут меня огнем, режут
меня ножом; а за то меня так губят, что меня все очень
любят. Здесь рассказывается о старинных процессах об
молота хлеба, помола зерна, выпечки хлеба. Дети не мог
ли их видеть, знать, поэтому и отгадать загадку не
в состоянии.
Доступность загадки зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан. Вот народная загадка о хлебе : Комковато, ноздревато, и губато, и горбато, и твердо, и мягко, и кругло, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило. Здесь подчеркнуты признаки хлеба, не всегда отмечаемые детьми («комковато», «ноздревато», включены метафоры («губато», «горбато»). Все признаки обозначены краткими прилагательными, редко употребляемые ребенком дошкольного возраста («твердо», «ломко» и др.). Затрудняет отгадывание и несовпадение в роде прилагательных «бело», «мило» и др. с предметом, о котором идет речь в загадке (хлеб). Эти особенности придают описанию обобщенный характер. Поэтому загадка оказывается посильной только старшим дошкольникам.
Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняет отгадывание. Например, в загадке Мохнатенькая, четыре лапки, усатенькая, два яхонта под шапкой слово «яхонт» непонятно детям, поэтому они не могут догадаться, что речь идет о кошке.
Если образ создан словами в их прямом значении, то отгадывание максимально облегчается.
Дети успешно отгадывают загадки, в которых использован такой художественный прием, как сравнение, особенно если оно им хорошо известно, понятно. Загадку Хвост крючком, нос пятачком дети отгадывают ведь им знакомо сравнение хвоста свиньи с крючком, а носа с пятачком.
Но в загадках могут встретиться и непонятные для детей сравнения : Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах ходит, рогом ест. (Гусь.) Эта загадка трудна для дошкольников. Им неизвестно, что (мехи) — это в данном случае приспособление для дутья воздуха (в кузнице, у гармошки).
Наиболее трудны метафорические загадки, т. в которых слова используются в переносном значении. Они рассчитаны на достаточный жизненный опыт, образное видение мира, развитое художественное представление, понимание разных значений слов и чуткость к весёлой шутке. Надо иметь образное мышление, чтобы догадаться, что в загадке Возле озера камыш растёт «камыш» — это ресницы, а «озеро» — глаз.
Сложная метафорическая загадка становится доступной дошкольникам, если направлять работу их мысли. Когда этого нет, дети не понимают иносказательный язык загадок и потому дают неправильные ответы. Загадку о ночи Черная корова весь мир поборола отгадывают: «Черная собака», на загадку о наперстке Бежит свинка, истыкана вся спинка отвечают: «Свинья». Загадку о зубах Около прорубки сидят белые голубки отгадывают: «Беленькие птички», «Голуби сидят».
Ошибки в ответах ребят происходят оттого, что дети не понимают самой сущности загадки : ведь загадка никогда прямо не называет предмет, который характеризуется.
Дети воспринимают только внешнюю, конкретную сторону загадки, не видят переносных значений, не замечают художественного образа, не понимают иносказания. Умея отгадывать загадки, построенные на перечислении признаков предмета, ребенок и метафорическую, иносказательную загадку воспринимает как обычное описание. Так, загадку Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небо, звезды, месяц) ребенок воспринимает совершенно конкретно и объясняет так: «Поле большое, овец не сосчитать, и рогатый баран, как пастух, стоит». Непонятна детям метафоричность и вопроса загадки о раке : Кто идет в баню черный, а выходит красный? Дети, не зная цвета рака ни до, ни после варки и воспринимая значение слова «баня» кон-кретно, дают такие ответы: «трубочист», «грязнуля» и т. п.
Таким образом, непонимание слов и выражений переносного употребления, восприятие их в прямом значении и приводит к неверным, порою смешным, а иногда и нелепым ответам.
У каждого народа в зависимости от природного окружения, от рода занятий в поэтическом творчестве используются свои излюбленные образы. В русской загадке небо сравнивается с полем, а звезды — с овцами: Поле не меряно, овцы не считаны; в эвенкийской оно сравнивается со шкурой, а звезды — с дырами в ней: Лежит большая шкура вся в дырочках; в армянской оно, как и в русской, тоже поле, но звезды сравниваются с камнями: Огромное поле, пахать его нельзя, камней на нем не сосчитать. Или: в русской загадке снежный покров — это «скатерть», «белое покрывало» : Белой скатертью все поле покрыто; в эвенкийской — это «заячья шкурка» : Наша полянка заячьей шкуркой покрылась. В якутской загадке брови — это «два соболя» : Два соболя лежат хвостами друг к другу, а в лезгинской — это «змеи» : На одном камне две змеи лежат. Поэтому при отборе фольклорного материала разных народов хорошо подбирать такие загадки, образная система которых связана с опытом детей, понятна им.
Загадки должны быть занимательны, грамотны, образны. Например, загадка : Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо) привлекает внимание точной рифмой, веселым построением, живостью, игровым ха-рактером. Достигается это формами «топоренка» — «избенка» с суффиксами уменьшительно-пренебрежительного значения. Уже это говорит о небольших размерах предмета загадки. Точности изображаемого содействует настойчивое повторение предлога «без», с помощью которого отрицается способ привычной для человека постройки жилища.
Так речевое оформление постепенно, но уверенно приводит к отгадке.
Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полно: конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребенка, его знания.