Елена Бронникова
Организация детской музыкальной исполнительской деятельности в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.
Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.
Публикация «Организация детской музыкальной исполнительской деятельности в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.
Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.
Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б. М. Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает» Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».
Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.
Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
Так как я являюсь руководителем кружка обучения современному танцу «Цветик-семицвети» рассмотрим следующие виды детского исполнительства.
Движение. Музыкальное движение является одним из важных видов деятельности детей. Это наиболее доступный вид деятельности для детей младшего возраста, так как сам процесс движения заложен в детскую сущность. Именно движением ребёнок откликается на музыку. Он стремится двигаться, бегать, прыгать. Поэтому можно сказать, что музыкальное движение в младшей группе становится ведущим видом музыкальной деятельности. В средней группе основное внимание уделяется на развитие мягкости и выразительности движений, развитие координации и ритмичности на шаге.
В старшем возрасте наибольшее внимание уделяется раскрепощению детей. Необходимо дать возможность детям «прожить» музыку, танец - средство самовыражения. У детей возрастает способность к исполнению сложных по координации движений.
Одним из важнейших направлений моей работы с детьми является развитие творческих способностей. Перед педагогами дошкольных организаций остро стоит задача с раннего возраста у ребенка развивать чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.
Актуальность моей работы заключается в том, что практические материалы, разработанные мной и апробированные на базе детского сада № 20 пос. Степной, является действенным средством художественно-эстетического и физического развития дошкольника. Это подтверждает опыт моей многолетней работы. Тема развития творческих способностей детей актуальна и потому, что танцы легкоразучиваются, занятия танцами вырабатывают свободную и красивую осанку,плавность движений, развивают грацию и изящество, координацию,воспитывают внимание, ассоциативную память, ловкость и умениеориентироваться в пространстве. Музыка танцев, отражающая мелодическое и ритмическое богатство народного творчества, развивает музыкальность и слух, а так же развивает их детское воображение.
Опыт, приобретенный в детском саду, необходим детям в дальнейшем обучении. Многие из моих воспитанников продолжают заниматься танцами, обучаясь в школе.
Кружок посещают дети дошкольного возраста (4-7 лет). Для успешной работы кружка мной было разработано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей перспективно-тематическое планирование, которое подчиняется следующим закономерностям:
-направлено на улучшение качества движения детей, развитие у них умения придавать движениям пружинный, плавный, или маховой характер.
-учит детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу, подскокам, элементам пляски-танца выразительность диктуемую музыкой.
-воспитывает у детей умение ориентироваться в пространстве, организационно двигаться в группе, не мешая друг другу или выполнять перестроение в плясках отражая их характер.
В ходе работы мной разработана собственная система, которая внедрялась поэтапно.
В подготовительном этапе направления работы это:
проведение оценки индивидуального развития детей;
выявление первоначального уровня сформированности творческих способностей детей.
Основной этап:
изучение методической литературы по теме;
разработка перспективного планирования;
разработка сюжетно-образных танцев;
подборка музыкальных игр, этюдов, упражнений
заключительный этап:
анализ результатов;
проведение повторной оценки индивидуального развития детей
Мной используются разнообразные приемы, формы и методы работы:
словесный (беседа, рассказ, диалог);
наглядный (просмотр картин, видеороликов);
практический (тренировочные упражнения, танцевальные импровизации);
игровой («вживание» в образ, основанный на средствах художественной выразительности, выражение пластической, мимической эмоции в движениях);
театральные постановки;
творческие проекты, которые были реализованы и приурочены к праздникам 8 марта - «Моя мама лучше всех», День защитника Отечества – «Мы – защитники Отечества», 9 мая – «Искры памяти», приобщению дошкольников к духовным ценностям – «Сохраним веру нашу».
Занимаясь кружковой деятельностью в в течение нескольких лет, я пришла к выводу о том, что самым главным результатом развития творчества у детей нужно считать любовь и интерес детей к музыке, ритмическим движениям, проявления творчества во всех его направлениях. Но следует и учитывать, что показатели во многом зависят от природных данных и сложно корректируются.
В ходе наблюдений за детьми мной была проведена оценка индивидуального развития детей в группах 4-5 и 5-7 лет. Показатель высокого уровня был низким, всего 7% воспитанников 4-5 лет и 32% детей 5-7 лет имели высокий уровень музыкального и психомоторного развития ребенка. Что бы повысить уровень творческих, музыкальных способностей детей, я стала работать в этом направлении.
Каждый год в детском саду проводятся традиционные праздники – Новый год, 8 марта, выпускной бал, праздник осени, 23 февраля. Воспитанники детского сада каждый год поздравляют выпускников школы № 19 своими яркими выступлениями. В этом году нашему поселку исполнилось 95 лет. Воспитанники сада также приняли активное участие в поздравлении жителей.
Кроме традиционных праздников ежегодно на базе детского сада проходит конкурс чтецов - «День, прожитый в рифму», в котором принимают участие не только дети, но и родители. Каждый год тема конкурса меняется. Дети с удовольствием читают и обыгрывают стихи. Не остаются без участия и воспитатели. Детей награждают грамотами и подарками.
Ежегодно совместно с советом ветеранов поселка Степной, заведующим, воспитанниками, создаем агитбригаду «Мы - внуки победителей» и поздравляем на дому ветеранов, тружеников тыла, детей войны. Воспитанники поют военные песни, читают стихи, танцуют, слушают истории ветеранов о ВОВ.
Я считаю результатом своей работы участие и победы воспитанников в конкурсах и фестивалях. Неоднократно мы принимали участие в театральных фестивалях. С постановкой «Кот и мыши» мы стали участниками фестиваля, а спектакль «Буратино» завоевал почетное 3 место. Также активно принимаем участие в районных военно-патриотических, литературно-музыкальных смотрах - конкурсах.
В течение 20 лет детский сад участвует в благотворительной акции, посвященной Дню защиты детей – «Дайте детству состояться». В программу входят самые лучшие детские номера. Праздник не проходит без гостей. Для детей это хороший стимул для реализации своих творческих способностей. В подготовке участвуют все: сотрудники детского сада, родители, работники дома культуры, спонсоры.
Нельзя не отметить содружества и взаимодействия детского сада с учреждениями социума, способствующих повышению уровня сформированности мотивационных компонентов деятельности.
Позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами: школой № 19 пос. Степной, сельским домом культуры, библиотекой, казаками Садового хуторского общества, настоятелем храма Святой Троицы отцом Иоанном позволяет получить хороший стимул к дальнейшему сотрудничеству и удовлетворение от совместной работы.
Таким образом, в результате осуществления мной систематической и планомерной работы дети могут самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, освоили большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру, освоили сложные движения, точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях. И проводя повторную оценку индивидуального развития показатели стали намного выше.
Материалы моего опыта работы неоднократно представлялись на педагогических советах детского сада, на образовательных ресурсах: MAAM, NS-портал, заседаниях районного методического объединения музыкальных руководителей. Я проводила мастер-классы и открытые занятия в рамках предметных недель учителей начальных классов и педагогов ДОО сказка «Репка», «Щедрая осень», «Люблю тебя, мой край родной», «Мама - лучший друг».
Благодаря проделанной работе я добилась положительных результатов поразвитию творческих способностей детей средствами хореографического искусства. У детей сформировалась положительная самооценка, развито чувство уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе. И что особо радует -это проявление устойчивого интереса к нашей деятельности.
Выпускники нашего детского сада продолжают заниматься в вокальных и хореографических кружках сельского дома культуры, посещают детскую школу искусств города Ейска и обучаются в Краснодарском краевом колледже культуры.
Я буду продолжать свою работу, вводить детей в мир красоты, музыки, сказки, фантазии, творчества.