Федорова Елена
Организация деятельности по выявлению психомоторной одаренности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Катерешина Т. А. ,
воспитатель МБДОУ ДС №27 «Берёзка»,
Рощупкина И. В. ,
воспитатель МБДОУ ДС №27 «Берёзка»,
Федорова Е. Н. ,
инструктор по физической культуре,
МБДОУ ДС №27 «Берёзка»
В современной теории и практике достаточно полно исследованы факторы личностного роста детей, их врожденных задатков, интересов и способностей. Анализ теоретических исследований позволяет сегодня определить понятия, связанные с феноменом одарённости детей.
Публикация «Организация деятельности по выявлению психомоторной одаренности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или в нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, иногда выдающимися способностями в том или ином виде деятельности [ 1].
Психомоторная одаренность подразумевает наличие комплекса органически связанных компонентов – психомоторных способностей. Широко известны следующие их виды: способность быстро реагировать на известный раздражитель, выполнять одиночные движения, держать темп; способность тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам; способность воспринимать и создавать собственные движения, воспроизводить и создавать новые на основе двигательного воображения; способность действовать с небольшими предметами преимущественно за счет пальцев рук; способность координировать движения многих звеньев тела. Данные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга, они изменяются, переплетаются, приобретают качественный характер в зависимости от наличия и степени развития каждой из них. Следовательно, психомоторная одаренность выступает как интегральное проявление разных психомоторных способностей, она может носить уникальный характер, поскольку отдельные способности у детей могут быть выражены в разной степени. Формируется и проявляется психомоторная одаренность в художественно - эстетическом плане (уровень эстетичности выполнения движений, в познавательном плане (уровень освоения приемов решения двигательных задач, в коммуникативном плане (уровень общения с партнером по игре, духовно-ценностном плане (уровень осознания ценности здоровья). Доминирование того или иного уровня определяет индивидуальную структуру психомоторной одаренности ребенка.
Диагностика психомоторной одаренности требует изучения комплекса органически связанных признаков. Важно выявить не физическую подготовленность детей, а действительные психомоторные способности и психические качества личности, выступающие важной составляющей в структуре психомоторной одаренности. С этой целью мы используем педагогическое наблюдение, которое помогает нам по внешним признакам двигательного поведения определить степень одаренности ребенка. В процессе работы выявлено, что дети с признаками психомоторной одаренности проявляют повышенный интерес к двигательной деятельности, легко и пластично двигаются, обладают высоким уровнем развития основных двигательных навыков, имеют хорошо развитую физическую силу, развитое чувство равновесия, высокую зрительно-моторную координацию, способность удерживать точный ритм и высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Им свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движений, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.
Система деятельности по организации работы с одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении строится следующим образом:
1. изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы;
2. первичная диагностика одарённых детей;
3. диагностика по тестовым заданиям;
4. анализ проявления психомоторной одарённости детей;
5. составление индивидуального маршрута развития;
6. развитие физических способностей одарённых детей;
7. поощрение одарённых детей;
8. работа с родителями одарённых детей;
9. анализ динамики развития.
В результате педагогических наблюдений и систематической совместной работы воспитателей и инструктора по физической культуре были выявлены дети с проявлением психомоторной одарённости : Ерёмина Полина, Рыбкина Злата, Башкатов Дмитрий. Пройдя все этапы деятельности, мы добились хороших результатов. В свои неполные шесть лет Ерёмина Полина показала рекордный результат, прыгнув длину с места 183см. на городской Спартакиаде среди дошкольных образовательных учреждений города. Её заметили, пригласили в школу олимпийского резерва заниматься лёгкой атлетикой. Став школьницей, становилась неоднократным победителем городских, региональных, межрегиональных соревнований. Девочка частый гость в детском саду. Она показывает мастер-классы для дошкольников в области лёгкой атлетики, участвует в спортивных соревнованиях. Воодушевившись её примером, зажглась ещё одна яркая звёздочка, Рыбкина Злата. Дошкольница стала абсолютным победителем региональных соревнований «Выше, быстрее, сильнее». Занимаясь хореографией, ребёнок по памяти может воспроизвести любой танец, однажды увидев его. Также Злата занимается плаванием и добивается серьёзных успехов. Башкатов Дмитрий стал абсолютным победителем в рамках муниципального проекта «Шахматы», учредителем которого стало управление образования и Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Лидер» Старооскольского городского округа.
Актуальным направлением нашей деятельности является социально -педагогическое сопровождение работы с одарёнными детьми в муниципальном образовательном пространстве. Мы разработали модель выявления и поддержки одаренных детей с обязательным вовлечением не только педагогов, но и родителей через участие в разнообразных формах организации деятельности и проводимых мероприятиях. Создали атмосферу общности интересов педагогов и родителей в процессе деятельности, а также активизировали и обогатили воспитательные умения родителей через анкетирование, беседы, консультации, совместные спортивные мероприятия. Отдельным направлением работы с одаренными детьми выступает такая форма сопровождения как индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ).
Для составления ИОМ мы составили план занятий с одаренными воспитанниками, учитывая их склонности и психические особенности, выбрали форму отчета за определенные промежутки времени, определили практические задания по наиболее сложным видам деятельности, ведение сопровождающей ИОМ индивидуальной психолого – педагогической карты позволило нам увидеть слабые и сильные стороны каждого ребенка.
Таким образом, основные усилия по работе с одаренными детьми на уровне нашего образовательного учреждения направлены на изменение отношений социума к проблеме детской нестандартности, поиски и разработку механизмов адаптации одаренного ребенка – дошкольника в современном обществе.
Список литературы:
1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 2000 – 260 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М. :Прогресс, 1986. – 420 с.
3. Как выявлять одаренных детей и организовывать их обучение https://vip.lobraz.ru/16/3182/dfasb2hg