анна быстрых
Опыты зимой для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ЗИМА
Возраст:6-7 лет.
Тема: Где лучики?
Задачи: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды; побуждать делать самостоятельные выводы.
Материалы, оборудование: варежки, лупа, вертушки.
Содержание: Педагог задает загадку детям:
Белые Комарики
В воздухе кружатся.
Белые Комарики
Под ноги ложатся.
В скверы, парки и дворы
Для ребяческой игры.
Педагог интересуется у детей «О чём говорится в загадке?» Дети высказывают свои предположения. Правильно это- снежинки.
Темочки:
- Зима
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Темочки
Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод: Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
ЗИМА
Возраст: 6 – 7 лет
Тема: Замерзание жидкостей
Задачи: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания; создавать условия для самостоятельного установления свойств объектов, их изменений под влиянием условий.
Материалы, оборудование: емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, растительного масла.
Содержание: Дети с помощью педагога заливают соленый раствор и обычную воду, молоко, растительное масло в формочки и оставляют на холоде до вечерней прогулки. Затем рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие нет. Дети делают вывод, что жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Педагог подводит их к тому, что температура замерзания зависит от плотности (густоты жидкости).
Вывод: Одни жидкости замерзают быстрее, другие – медленнее. Чем больше плотность жидкости (чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
ЗИМА
Возраст: 6-7 лет
Тема: Защитные свойства снега
Задачи: Познакомить с защитными свойствами снега; закреплять умение получать информацию об объекте в процессе исследования.
Материалы, оборудование: 3 баночки с одинаковым количеством воды.
Содержание: Воспитатель раскапывает с детьми место на участке детского сада, где осенью рос одуванчик. Под снегом дети увидят прикорневую розетку. Одуванчик образует на почве зимующую розетку листьев с зеленой почкой в центре. Воспитатель показывает детям, что растение не погибло, а переживает зиму под мягким, теплым, пушистым снежным одеялом.
Рассказывает детям о том, что снег согревает землю от промерзания, причем рыхлый снег лучше сохранит тепло, так как там много воздуха. Воспитатель предлагает детям поразмышлять над смыслом поговорки «Спасибо, мороз, что снегу принес».
Опыт. Поместить баночки с одинаковым количеством воды одну на поверхность сугроба, вторую зарыть неглубоко в снег, третью зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода (температуру воды определить уличным термометром).
Вывод: Снег защищает корни растений от замерзания. Чем больше снега, тем теплее растению.
ЗИМА
Возраст:6 – 7 лет
Тема: Как ведет себя воздух на морозе?
Задача: Показать детям на опыте, что воздух при охлаждении сжимается; совершенствовать умение делать выводы.
Материалы, оборудование: пустая пластиковая бутылка с крышкой.
Содержание: Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас. – Что это?
– Правильно, это воздух.
Педагог предлагает детям посмотреть на пустую пластиковую бутылку из-под воды, она закрыта пробкой и вынесена на мороз. Что в бутылке? (воздух). Поставить бутылку на улице и понаблюдать вместе с детьми, что с ней произойдет, когда воздух в ней охладится.
Что стало с бутылкой? Она сжалась, помялась. Почему? Педагог помогает детям подметить и объясняет: «Охлажденный воздух сжался. Ему требуется все меньше и меньше места. В результате стенки бутылки втянулись внутрь».
После прогулки занести бутылку в тепло. Что с ней произошло? (она стала такой как была до прогулки, то есть воздух нагрелся и расширился).
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется.
ЗИМА
Возраст: 6 – 7 лет
Тема: Как проделать дырку во льду?
Задача: Опытным путем познакомить детей со свойствами льда; создавать условия для самостоятельного установления свойств объектов, их изменений под влиянием условий.
Материалы, оборудование: кубики льда, соль, термометр.
Содержание: Приготовить заранее большие кубики льда. Положить вместе с детьми на один кубик льда щепотку соли, а на другой – ничего и оставить их 10 минут. Затем посмотреть, что произойдет со льдом. В том месте, на которое насыпана соль, лед превратился в воду, а чистый кубик льда остался полностью замороженным. Напомнить детям, что зимой лед на улице посыпают солью, он начинает быстро таять и тротуары перестают быть скользкими. Именно с этой целью лед солят.
Вывод: «подсоленный» лед» начинает таять при температуре ниже 0 градусов.
ЗИМА
Возраст:6-7 лет
Тема: Ледяной секретик.
Задача: Продолжать исследовать свойства льда; выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материалы, оборудование: Заранее подготовленный «ледяной секретик».
Содержание: Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Как вы думаете, чем опасен лёд?
- Почему лёд не прощает беспечности и неосторожности?
- Как помочь человеку, терпящему бедствие на льду?
Зима! Скорее на коньки! Какие славные деньки! Но выходить на лёд нельзя, пока непрочен он, друзья, когда есть трещины на нём, когда вдруг потеплело днём… Провалишься – придё т беда: Зимой холодная вода…
На замёрзших озёрах Лёд бывает непрочен, и ходить по такому безответственно очень! Водоё мы опасны: Может лёд провалиться, и спасать вас напрасно вся округа примчится… Ведь почти невозможно к полынье подобраться – из воды будет сложно вас вытаскивать, братцы…
Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
ЗИМА
Возраст: 6 – 7 лет
Тема: Как проделать дырку во льду?
Задача: Опытным путем познакомить детей со свойствами льда; создавать условия для самостоятельного установления свойств объектов, их изменений под влиянием условий.
Материалы, оборудование: кубики льда, соль, термометр.
Содержание: Приготовить заранее большие кубики льда. Положить вместе с детьми на один кубик льда щепотку соли, а на другой – ничего и оставить их 10 минут. Затем посмотреть, что произойдет со льдом. В том месте, на которое насыпана соль, лед превратился в воду, а чистый кубик льда остался полностью замороженным. Напомнить детям, что зимой лед на улице посыпают солью, он начинает быстро таять и тротуары перестают быть скользкими. Именно с этой целью лед солят.
Вывод: «подсоленный» лед» начинает таять при температуре ниже 0 градусов.
ЗИМА
Возраст: 6 – 7 лет
Тема: Почему идет пар изо рта?
Задача: Познакомить детей с процессом конденсации; закреплять умения обобщать полученные данные, формулировать выводы.
Материалы, оборудование:
Содержание: Педагог задает загадку детям:
Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю. Ответ: пар.
Содержание: Педагог спрашивает у детей : о чем загадка? Дети отвечают. Педагог объясняет: «Сегодня пойдет речь о паре, где мы можем его видеть на улице в холодную погоду?»
Педагог предлагает детям подышать с открытым ртом. Задает им вопрос: почему, на их взгляд, на холоде идет пар изо рта? Выслушивает их ответ, обсуждаете его. Старается подвести детей к разгадке, не называя ее прямо. Затем, когда дети будут близки к правильному ответу или даже назовут его, подытожьте вашу беседу, повторите правильный вариант. Объясните: «воздух на улице — холодный, воздух, который мы выдыхаем, — теплый»
Вывод: Итак, когда теплый воздух встречается с холодным, он начинает «замерзать», «конденсируется». Когда частички теплого воздуха замерзают, они стараются поближе прижаться друг к другу, поэтому облачко пара, которое мы видим, — это тесно прижавшиеся друг к другу частички теплого воздуха.
ЗИМА
Возраст: 6 – 7 лет
Тема: Откуда берется иней?
Задача: Продемонстрировать изменение агрегатного состояния воды при охлаждении; создать условия для самостоятельного установления связей и отношений между объектами и явлениями.
Материалы, оборудование: Сухая железная поверхность, термос горячей водой (можно использовать горячее дыхание).
Содержание: Педагог загадывает детям загадку:
В белом бархате деревня —
И заборы и деревья,
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.
Выслушивает ответы детей. Правильно ребята, молодцы — это иней, задает вопрос детям: «Скажите, дети, а мы можем сделать иней?» Дети высказываются.
Педагог предлагает поэкспериментировать: для этого нам понадобится сухая железная поверхность и немного пара. В качестве последнего можно использовать как собственное дыхание, так и вынести на улицу термос с горячей водой. Дети наблюдают образование на поверхности инея – мелких ледяных пластинок. Спросить у детей почему так произошло. Выслушать ответы детей и подвести их к выводу.
Вывод: Водяной пар, попадая на холодную поверхность, тут же застывает, и покрывает её белым инеем. Отличие снега от инея в том, что иней образуется на замерзших поверхностях при высокой влажности окружающего воздуха, а снег выпадает в виде осадков.
ЗИМА
Возраст: 6 – 7 лет
Тема: Разноцветные льдинки
Задачи: Помочь детям увидеть на опыте свойства воды : прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре; развивать умение делать выводы по результатам исследования.
Материалы, оборудование: вода, формы для замораживания, краски, нитки.
Содержание: Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Педагог вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды. Затем предлагает украсить участок разноцветными льдинками. Дети берут формочки, опускают в каждую сложенную вдвое нить и заливают подкрашенную акварелью воду, и оставляют на холоде. В течение прогулки наблюдают за замораживанием воды. После замерзания воды, льдинки вынимают из форм и развешивают.
Вывод: Вода замерзает при низкой температуре даже с растворенной в ней краской.
ЗИМА
Возраст: 6 – 7 лет
Тема: Почему снег мягкий?
Задачи: Познакомить детей со свойствами и качествами снега; побуждать устанавливать связи между объектами и явллениями.
Материалы, оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Содержание: Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
Педагог спрашивает у детей : Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей.) Что такое снег? (Это много снежинок.) Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
ЗИМА
Возраст:6-7 лет
Тема: Снежный дом.
Задачи: Продемонстрировать, какие свойства приобретает снег при взаимодействии с водой. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению активного стремления преобразовывать объект.
Материалы, оборудование: снег, вода, лопатки, вёдра.
Содержание: В ходе предварительной работы педагог рассказывает детям о том, в каких домах живут люди на Севере. Спрашивает детей, почему из снега можно строить. Дети и педагог приходят к выводу о том, что снег липкий, замерзает, принимает необходимую форму. Чтобы постройки были более прочными, нужно в снег добавлять воду. Предлагает детям построить снежный дом на участке. Для постройки дома каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичиков» из снежного «теста» (снег и вода). Когда будет готово более 10 кирпичиков, можно приступить к сооружению здания: разметить круг диаметром 0,5м, прочертить борозду и укладывать кирпичики. Каждый ряд кирпичей должен содержать на 3-4 кирпичика меньше, чем предыдущий.
Вывод: При взаимодействии снега, воды и холодной окружающей температуры постройки получаются более прочными.
ЗИМА
Возраст:6 – 7 лет
Тема: Какие свойства?
Задачи: Опытным путем сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия; развивать умение делать выводы по результатам исследования.
Материалы, оборудование: емкости со снегом, льдом, водой.
Содержание: Дети и педагог рассматривают воду, лед и снег, сравнивают их по весу, по внешнему виду. Далее педагог предлагает посмотреть, что произойдет, если их соединить: как изменятся свойства воды и льда, воды и снега, снега и льда.
Опыт 1 : Педагог предлагает соединить воду и лед. Дети наблюдают, что при соединении воды и льда вода остается прозрачной, ее объем увеличивается из-за растаявшего льда.
Опыт 2 : Педагог предлагает соединить воду и снег. Дети наблюдают, что при соединении воды и снега, вода утратит прозрачность, ее объем увеличится, снег изменит цвет.
Опыт 3 : Педагог предлагает соединить снег и лед. Дети наблюдают, что при соединении снега и льда изменений не происходит.
Вывод: Лед, снег и вода обладают различными свойствами. Взаимодействуют они по- разному: все зависит от разницы температур между компонентами