Вероника Васильева
Опыты как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Когда ребёнок слышит, видит и действует, он усваивает информацию прочно и надолго.
Публикация «Опыты как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
М. Монтессори отмечала : «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Детское экспериментирование вовлекает малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они имеют возможность обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, приобретать знания самостоятельно. Но когда ребенок приходит в детский сад, он, в силу своего возраста еще не готов к самостоятельному экспериментированию. Малыш еще боится исследовать новые предметы и их свойства. Поэтому я поставила перед собой цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольное образование на сегодняшний день ставит перед собой задачи: поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Исходя из этих задач, я построила план своей работы:
• изучить методическую литературу по данному вопросу,
• составить картотеку простейших опытов (игр) для детей младшего дошкольного возраста,
• организовать предметно-пространственную среду (уголок экспериментирования).
В создании уголка экспериментирования активно принимали участие родители детей. Они принесли весь необходимый материал:
• различные сосуды (стаканчики, баночки, контейнеры, ситечко, ложечки, леечки, трубочки – для опытов с водой;
• воздушные шарики, веер, мыльные пузыри, пакетики – для опытов с воздухом;
• магниты и многое другое.
Картотеку опытов я разделила на несколько блоков: опыты и игры с воздухом – белые карточки, с водой, снегом и льдом – синие, с песком – оранжевые, с магнитом – черные.
С каждым годом картотека будет пополняться. В перспективе организовать опыты с растениями, зеркалом, солнцем и пополнить картотеку.
Изучая методическую литературу по данному вопросу, я отметила, что все исследователи экспериментирования выделяют особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ребенок дошкольного возраста сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. С помощью опытов у детей идет развитие памяти, обогащение речи, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности развивается творчество ребенка, позволяющее наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные дошкольником во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Элементарность заключается, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В данной форме работы используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовые стаканчики, ложечки, целлофановые пакеты, воздушные шарики и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Для детей опыт это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. В них дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача, выдвигаемая воспитателем, должна быть очень ясно и четко сформулирована. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу : анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе эксперимента длительного по времени воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. В заключении опыта на основе полученных результатов, мы с детьми делаем вывод. В своей группе опыты я используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Провожу не только как отдельный вид деятельности, но и в процессе режимных моментов: например при умывании «водичка-водичка». Даю детям представление о том, что вода может литься, а может брызгать. А так же использую на прогулке как часть наблюдения (снег тает и превращается в воду).
Свою работу с детьми я начала с экспериментов с воздухом. Дети знакомились со свойствами воздуха (без цвета, не имеет запаха, легкий, мы без воздуха не можем дышать). Затем мы перешли к блоку опытов по знакомству со свойствами воды, снега и льда (вода не имеет цвета и запаха, льется и др.). После мы изучали свойства песка и глины, а так же познакомились с магнитом.
В основе познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить присущую дошкольнику любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, и тем самым продвинуть развитие ребенка вперед, развивать его личностные, физические и интеллектуальные качества.
При самостоятельном экспериментировании ребенок создает модель естественнонаучного явления, обобщает результаты, полученные действенным путем, сопоставляет их, классифицирует и делает выводы.
Когда дошкольник совершает какой-либо опыт, у него развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения.
Экспериментальная деятельность в ДОУ опирается на следующие принципы:
• Опора на субъектный опыт детей, который используется в качестве одного из источников обучения;
• Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
• Индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности.
• Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создания целостности знаний об окружающем мире.
• Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
• Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Успешность реализации экспериментирования зависит от соблюдения следующих психолого-дидактических условий организации учебного процесса:
• Материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
• Изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка;
• В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
• Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
• Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и самого процесса.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Использование элементарных опытов и исследований, которые я старалась включить в работе с детьми младшего дошкольного возраста, помогли сделать деятельность детей более интересной и разнообразной.
Таким образом, систематическая работа по экспериментированию как средству развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
В дальнейшем буду продолжать изучать методическую литературу по данному вопросу и работать с детьми в данном направлении.