Ирина Слободенюк
Опыты и эксперименты в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению.
Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Публикация «Опыты и эксперименты в детском саду» размещена в разделах
По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.
Моим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами, с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями и водой.
Например: при лепке из песка дети рассуждают, какой песок лучше лепится – сухой или мокрый, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Или, при ответе на вопрос: «Как обнаружить воздух?» провели опыты «Поймай воздух в мешок» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас, «Подуй веером», «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких).
«Что такое снег?» Играя на улице со снегом, дети отмечают, что он сыпучий, состоит из маленьких снежинок. А что будет, если мы занесём его в группу?
При изучении свойств снега дети самостоятельно делают вывод: снег – это состояние воды. Снег белый, холодный, рыхлый и др. В тепле снег тает и превращается в воду.
На примере веточек берёзы и тополя показать детям значение воды в жизни растений.
Рассматривая веточки, дети обращают внимание на почки. Потрогав их, они отмечают, что почки тополя клейкие, они имеют специфический запах.
Поставив в воду веточки, дети наблюдают, как почки раскрываются и из них появляются листочки. А раскроются ли они без воды?
Занимаясь посадкой лука, дети обследуют луковицу, определяют где у неё корень, как надо посадить лук в землю? Что будет, если мы поставим лук в стаканчик с водой?
С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми оборудовали уголок «Почемучка» для свободной деятельности и индивидуальных занятий.