ЕКАТЕРИНА ГАЛКИНА
Опытно-экспериментальное занятие «Магнит волшебный камень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе «Волшебный камень»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, «Физическое развитие» (приобретение опыта двигательной деятельности детей, «Социально-коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения)
Публикация «Опытно-экспериментальное занятие „Магнит волшебный камень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с «волшебными» свойствами магнита.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «магнитное поле»
2. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
3. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
4. Развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
5. Активизировать словарь детей, развивать умения отвечать полным ответом, строить сложные предложения.
6. Узнавать сказочных героев по изображению, повторить сюжеты знакомых сказок
7. Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения: учить выслушивать мнения других детей, развивать умение аргументировать ответ и отстаивать свою точку зрения.
8. Вызывать радость от самостоятельно добытых знаний, воспитывать желание делать добрые дела.
Предварительная работа
Чтение легенды «о Рыцаре Магнитолике»
Беседа на тему: «Волшебный магнит»
Просмотр мультфильма «Магнит» из сериала «Фиксики»
Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная доска», «Магнитные буквы»
Оборудование и материалы:
магниты;
различные металлические предметы;
лоскутки ткани;
предметы из резины, пластмассы, дерева, бумаги;
стаканы с водой;
тарелки с крупой и скрепками;
картонки с дорожками и колобком;
железные опилки,
дисковые магниты.
Коробка с «летающим Карлосоном»
«золотые ключики» из проволоки
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, помните, я вам рассказывала легенду о волшебной горе и рыцаре Магнитолике?
- Как называлась эта гора?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей: Снял доспехи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла около горы (показываю магнит и камень). Помогите мне разобраться, какой камень из этих двух является магнитом. Что нам нужно для этого сделать?
Ответы детей: проверить, какой из них примагнитит железо.
Воспитатель: Правильно, ребята, давайте попробуем это сделать.
Дети экспериментируют с магнитом и узнают из двух камней магнит.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! А теперь расскажите мне, какой магнит на ощупь?
Ответы детей: Твердый, холодный, тяжелый, гладкий.
Воспитатель. Где используются магниты в современном мире?
Дети: Магниты используют в создании игр: например, как магнитная доска с буквами или магнитный конструктор, а так же в отвертках, на дверке холодильника. Основой компаса также является магнит.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Всё запомнили, что я рассказывала вам о магнитах. Я предлагаю вам отправиться в сказочную страну, в которой нас сегодня ждут не только занимательные опыты, но и ваши любимые сказки. Вы, согласны, ребята?
Дети: Да согласны!
Воспитатель. Для этого нам с вами нужно отправиться в сказочную страну
Дети под песню «Маленькая страна» музыка И. Резник автор И. Николаев летят в сказочную страну.
Воспитатель: Ребята, здесь письмо из сказочной страны. От кого?
Давайте прочтем его, что же там написано.
Воспитатель читает письмо: - «Здравствуйте ребята, пишет вам Незнайка из сказочной страны! Мне очень нужна ваша помощь. Я хожу в школу в первый класс и мне задали домашнее задание: «Что притягивает магнит и действует ли он через ткань»
Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?»
Воспитатель: Ребята давайте поможем Незнайке, перед вами лежат предметы определите пожалуйста из какого материала они сделаны, и что притягивает магнит.
Дети делают вывод: Перед нами лежат предметы из бумаги,пластика, дерева,железа и резины, но магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт №2 «Действует ли магнит через ткань?»
Воспитатель: Осталось проверить действует ли магнит через ткань.
Давайте попробуем накрыть металлический предмет кусочком ткани, поднести к нему магнит и приподнять её.
Дети делают вывод: магнит притягивает через ткань.
Воспитатель : вот и помогли Незнайке!Молодцы ребята!
Опыт №3 «Действует ли магнит через сыпучие материалы?»
Воспитатель : Ребята здесь еще, что- то написано давайте прочтем!
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Золушка. Послушайте мою историю и помогите мне, пожалуйста». Я очень хочу попасть на бал,чтобы там встретиться с принцем, но злая мачеха дала мне очень сложное задание. Схватила она крупу и банку с железными скрепками.
И сказала : -«Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь.»
Воспитатель: Как же Золушке помочь можно?
Как выбрать железные скрепки из чашки с крупой?
Дети: можно перебрать руками крупу от скрепок,можно просеять через сито,а можно попробовать воспользоваться магнитом, он притянет все железные скрепки, а крупа останется.
Дети показывают, как это надо сделать.
Воспитатель. Ай да молодцы! Помогли бедной Золушке с трудной работой справиться!
Вывод: магнит притягивает через сыпучие материалы
Воспитатель: Ребята давайте же дальше прочитаем письмо от сказочных героев!
Опыт № 4. «Действие магнита через воду»
А эта просьба о помощи от Буратино: «Ребята, помогите, пожалуйста, Кот Базилио и Лиса Алиса забрали у меня Золотой ключик, и сказали, что отдадут его мне, если я сумею достать Золотой ключик из банки, не намочив рук»
Воспитатель: Ребята подскажите, как помочь Буратино?
Материал: стакан с водой, магнит и ключик.
Воспитатель: Подумайте, как это нужно сделать. Попробуйте. Расскажите, как у вас это получилось.
Дети : Нужно магнит, приложить к внешней стороне банки, ключик притянется к магниту и, не отрывая магнит от стенки банки вести его вверх к горлышку банки, ключик двигается за магнитом, а у самого горлышка ключик примагничивается к магниту и так ключик достали.
Воспитатель: - Буратино помогли! Руки у всех сухие? Смог магнит притянуть ключик через стакан? И даже через воду!
Дети делают вывод : Сила магнита действует и сквозь пластиковый стаканчик, и сквозь воду.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Проводится в форме игры «Рыбалка»
Дети делятся на две команды, каждая команда получает удочку с магнитным наконечником. По сигналу дети вылавливают рыбок из «пруда».
В конце игры делают вывод, что и в рыбках, и в удочках спрятаны магниты.
Опыт №5 «Действует ли магнит через картон»
Воспитатель: Ребята давайте прочтем наше письмо до конца. Здесь пишет колобок он заблудился и ищет дорогу домой. Поможем ему?
Дети: С радостью поможем!
Воспитатель: для этого нужно взять картонные дорожки положить на них колобка. С обратной стороны прислонить магнит и вести его так, чтобы колобок двигался прямо по дорожке.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы помогли колобку вернуться домой! Скажите, а как вам это удалось сделать?
Дети : Магнит действует через картон.
Опыт №6 «Летающий Карлсон»
Воспитатель: Ребята! К нам в гости из сказочной страны пришел Карлосон. Он говорит,что разучился летать. Давайте поможем ему. Сейчас мы скажем волшебные слова и он полетит! Раз, два, три, Карлсон лети! Догадайтесь как ему удалось парить в воздухе?
Вывод: вверху коробки спрятан магнит, а на Карлсоне есть металлическая кнопка. Сила магнита так велика, что способна притягивать канцелярскую кнопку к себе, вынуждая тем самым Карлсона парить в воздухе.
Опыт№7 «Магнит имеет два полюса»
Воспитатель: Интересно, а притянется ли магнит к другому магниту?.Как вы думаете? Возьмем два дисковых магнита и поднесем их друг к другу, окажется, что они одной стороной притягиваются, а другой - отталкиваются. Одна сторона-это южный полюс, а другая -северный. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Ребята, давайте поиграем в интересную игру которая называется «Кошки – мышки» один магнит попробуем двигать к другому магниту используя его свойство отталкиваться, от одинакового полюса.
Предлагаю поиграть в интересную игру «Кошки мышки»
Дети делают вывод: магнитное отталкивание между одинаковыми полюсами заставляют магнит отодвигаться друг от друга.
Опыт №8 Как увидеть магнитное поле?
Воспитатель. В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Возьмем пластиковую коробочку с металлической стружкой поднесём снизу магнит и наши опилки «оживут». Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля.
Дети делают вывод: Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий и создавать интересные узоры.
Воспитатель. Итак, ребята наше занятие подошло к концу, что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?
Вывод:
Дети: Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются. Вокруг магнита есть магнитное поле. У большого магнита оно сильное, у маленького – слабее.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал, помогли всем сказочным героям! Ребята, если вам понравились опыты, то улыбнитесь друг другу и гостям. А теперь в хорошем настроение мы покидаем сказочную страну и отправляемся назад в нашу группу. Вы друг другу улыбнитесь и тихонько оглянитесь раз,два,три,четыре,пять – вот и в группе мы опять!