Наталья Зариева
Опытно-экспериментальное занятие для старшей группы «Путешествие в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания ; развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно- следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.
Материалы к занятию : иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры; оборудование для опыта.
Публикация «Опытно-экспериментальное занятие для старшей группы „Путешествие в тундру“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Ход занятия : Игра «Кто в теремочке живёт?» (с индивидуальными карточками). – Все вы помните сказку «Теремок». Сегодня мы попытаемся рассказать её по - новому, ведь жалко развалившийся домик. (Да, жалко, но в мультфильме звери его заново построили.)
- А мы просто по- другому эту сказку расскажем. Представьте, что в поле стоял вот такой теремок (теремок с изображением Арктики). Как вы думаете, для кого он построен? (Для животных северного полюса). (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель предлагает вспомнить, где они побывали на прошлом занятии).
- Правильно. Теперь давайте будем рассказывать сказку. Я раздам вам карточки с изображением животных, а вы должны правильно найти для них теремок. Попробуйте придумать прозвище для своего животного, как в сказке, - Лягушка – квакушка, Комар- пискун и пр. (Воспитатель раздаёт карточки так, что бы северный олень достался последнему ребёнку. Дети инсценируют сказку.)
-Затруднения В ходе игры возникают тогда, когда доходит очередь до карточки с северным оленем. (Такое животное на Северном полюсе не живёт – оно травоядное.)
Решение о том, где должен жить северный олень, принимается в процессе рассказа воспитателя.
-Сегодня мы отправимся дальше на том самом вертолёте, который забирает почту с Северного полюса. Садимся в вертолёт, в котором пассажиров может поместиться значительно меньше, чем в самолёте (8-10) человек.
Поэтому если группа большая, то (лететь) придётся на двух (вертолётах, сиденья в которых расположены по периметру салона.
В нашем путешествии мы узнаем, где живёт северный олень.
Лететь совсем недолго. Приземлимся мы вот здесь (покажите на карте тундровую зону). Здесь снова зима, снег.
- Что мы видим в далеке? (покажите рисунок.) (Стадо оленей)
-А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что появилась растительность.
- А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода.) Выходит что, в этом месте всё это есть. Оно называется тундра.
- Но почему растительность так скудна – только мхи, лишайники да иногда низкорослые берёзки, прижавшиеся к земле?
- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проводим эксперимент.
Опыт
- Во два одинаковых непрозрачных цветочных горшка, наполненных землёй. В одном – под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающие всю поверхность (детям об этом не известно).
- Скажите, одинаковые ли эти горшки? (Да.)
-Теперь в каждый из горшков мы нальём одинаковое количество воды. Как отмерить одинаковое количество жидкости?
-Эту задачу дети решают экспериментально.
- Как вы думаете, что должно произойти? (вода уйдёт в землю.)
- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.
Проделываем тоже самое со вторым горшком.
- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочится внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть – стекло.
В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота.
За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаеть только небольшой верхний слой и вода, так же как и в случае с цветочным горшком, не может просочится в глубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. По этому и образуются болота.
- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.
- Какими же тогда вырастают сами растения?
Вот так – с помощью двух цветочных горшков мы поняли, почему образуются болота и почему растения в тундре не бывают большие.
- И так, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как они все называются? (Травоядные.) Кто же это? (Северный олень, заяц.) На них охотятся волки, песцы, полярная сова. Как назвать этих животных? (Хищники.) Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.
Подведение итога занятия
- Теперь вы можете рассказать как должен выглядеть «Теремок» для северного оленя? Чем он похож на «Теремок» для белого медведя и чем отличается?
- Чем отличается погода в осенний период в тундре и в том месте, где живём мы? У нас поздняя осень, а в тундре уже настоящая суровая зима с сильными ветрами.
-Ребята вам понравилась наше путешествие?
- Вы молодцы, справились с нашим заданием.