Наталья Фролова
Опытно-экспериментальная работа по использованию народной музыки для развития музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Констатирующий эксперимент
Согласно ФГОС ДУ «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей». Такая оценка производится воспитателем в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по использованию народной музыки для развития музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизация работы с группой детей.
Для определения уровня сформированности эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения детей была использована педагогическая диагностика по методике Киры Владимировны Тарасовой.
Согласно её утверждению, в состав общих музыкальных способностей, необходимых для формирования музыкально-художественного образа во всех видах музыкальной деятельности, наряду с эмоциональной отзывчивостью на музыку и сенсорными музыкальными способностями (Б. М. Теплов) введены интеллектуальные познавательные способности и музыкальная память. Диагностические занятия проводятся строго индивидуально. Ребёнку предлагают три попытки решения каждой задачи, при этом учитывается лучший результат.
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Об уровне эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку судят, наблюдая за ним во время занятия по слушанию, музыкальному движению, оркестру и других.
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах) :
1 балл: ребёнок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, постоянно отвлекается. Без настроения участвует в музыкальном движении и игре на ДМИ.
2 балла: ребёнок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на ДМИ.
3 балла: ребёнок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на неё. Очень эмоционален в музыкальном движении игре на ДМИ.
2. Чувство музыкального ритма.
Воспитатель ставит в записи фрагмент русской народной песни «Как зима с весною повстречалась». Сначала ребёнок только слушает музыку, а затем во время повторного проигрывания воспроизводит в хлопках простейший ритмический рисунок.
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах) :
1 балл: ритмический рисунок не соответствует мелодии.
2 балла: допускает небольшие неточности.
3 балла: точное выполнение ритмического рисунка.
3. Звуковысотный слух.
Ребёнку предлагается спеть песенку, которая ему нравится, или, если у него возникли затруднения, воспитатель сам выбирает песню из числа тех, которые дети этой группы разучивали на занятиях. Например, воспитатель предлагает ребёнку послушать и подпеть знакомую ему песню «Валенки».
Критерии оценки и выполнения задания (в баллах) :
1 балл: интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребёнок воспроизводит только слова песни в её ритме (первый этап развития интонирования). Или интонирование появилось, но ребёнок поёт всю песню на одном - двух звуках (второй этап).
2 балла: ребёнок интонирует общее направление движения мелодии (третий этап развития интонирования).
3 балла: ребёнок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поёт отдельные её отрывки (четвёртый этап развития интонирования). Или ребёнок чисто интонирует всю мелодию песни (пятый этап развития интонирования).
4. Репродуктивный компонент музыкального мышления.
Об уровне развития репродуктивного компонента музыкального мышления – способности к восприятию и анализу музыки – судят по словесным характеристикам, даваемым детьми. Предлагается прослушать две контрастные по общему настроению и содержанию песни «Во поле берёза стояла» и «Ах вы, сени, мои сени».
Названия песен не сообщалось. Каждая песня (или фрагмент) исполнялась 3 раза. После каждого прослушивания ребёнок говорит о музыке и делится впечатлениями.
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах) :
1 балл: ребёнок не определяет вообще или неверно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на её звучании.
2 балла: ребёнок правильно определяет настроение песни, ориентируется на комплекс средств музыкальной выразительности. Интерпретация музыки становится значительно более развёрнутой.
3 балла: ребёнок легко определяет название песни, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить песни между собой.
Высокий (10-12 баллов) – ребёнок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на неё, интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поёт всю мелодию или отдельные её отрывки, воспроизводит ритмический рисунок, легко определяет название песни, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить песни между собой.
Средний (7-9 баллов)- ребёнок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку, с трудом воспроизводит ритмический рисунок, интонирует общее направление движения мелодии.
Низкий (4-6 баллов)- ребёнок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, не воспроизводит ритмический рисунок, интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует, не определяет вообще, или неверно определяет общее настроение музыки.