Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Анжелика Тепликина
Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В настоящее время развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит

вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся

узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над

простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский

интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Современная система образования в детском саду отходит от способа

передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от

педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в

создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и

совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов

окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у

детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи

элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус,

испытать на прочность (укусить, бросить, извлечь звук (хлопнуть ладонью,

стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и

координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в

самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники

старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по

самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные

сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском

саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных

ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом

деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является

формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и

неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Образовательные задачи

Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.

Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и

явлениями.

Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи

Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление,

систематизация, обобщение, анализ.

Развитие мелкой моторики и координации движений.

Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.

Развитие внимания и памяти.

Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи

Создание положительной мотивации к самостоятельному

экспериментированию.

Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения

исследований.

Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Воспитание усидчивости и аккуратности

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной

деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном

образовательном учреждении:

• Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

• Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на

территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает

визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во

время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием

зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из

активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

• Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование

считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над

предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с

удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми

веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом

состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить

опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего

дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования.

Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей

наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует

становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Виды занятий по экспериментированию

• Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей

дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты

проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует

сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в

проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут

действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи

воздуха и др.).

• Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например,

моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока,

педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна

быть понятной и доступной.

• Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с

воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду

строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных

рамок по нормам САНПиН:

• младшая группа — 15 минут;

• средняя группа — 20 минут;

• старшая группа — 25 минут;

• подготовительная группа — 30 минут.

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Особенности экспериментальной деятельности в младшем, среднем

и старшем дошкольном возрасте:

В младшем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность

детей носит поисковый характер и связана с действиями по обследованию объектов и явлений.

Педагог на этом этапе должен работать над развитием интереса детей к

окружающему миру. Дошкольники активно интересуются миром природы,

поэтому разные природные объекты можно использовать для развития

познавательного интереса и исследовательской активности в ходе

наблюдений, опытов и экспериментов. Например, понаблюдав за изменением цвета камней на улице до и после дождя, можно организовать опыт и ещё раз намочить камни водой, когда они высохнут.

Элементарные опыты с воздухом, снегом, водой и другими объектами

неживой природы сформируют у детей представления о их многообразии,

вызовут новые вопросы познавательного характера, разовьют активность и инициативу.

В среднем дошкольном возрасте содержание экспериментальной

деятельности усложняется. Эксперименты становятся продолжительными и могут состоять из серии простых опытов. Разнообразие объектов для опытно-экспериментальной деятельности, вариативность практических действий с ними стимулируют развитие исследовательской активности детей. Интерес и чувство радости от небольшого самостоятельного открытия

вызывают такие эксперименты, как «Свойства мокрого песка», «Солнечные

лучи», «Бумажные кораблики», «Волшебная кисточка» и другие.

Старшие дошкольники стремятся установить причинно-следственные

связи в изучаемых явлениях, самостоятельно найти недостающую

информацию. Поэтому опыты и эксперименты становится отличным

источником развития исследовательской активности ребёнка.

С детьми можно проводить эксперименты «Невидимые чернила»,

«Живой кусочек», «Воздух работает», «Звенящая вода». Уже названия этих

опытов заставляют мышление и воображение ребёнка работать.

При проведении экспериментов важно отвечать на многочисленные

вопросы детей, не оставлять их без внимания, предоставлять детям

возможность действовать самостоятельно, поощрять исследовательскую

активность, стремление размышлять, аргументировать свою позицию и

обобщать результаты.

Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить

собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи

детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для

становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних

условиях. Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей

осуществляется через реализацию следующих задач:

• поощрение любознательности ребёнка, инициативности в

экспериментировании;

• проявление интереса к занятиям в детском саду;

• мотивировать личным примером.

На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные

темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов): сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.

Важным условием организации опытно-экспериментальной

деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумываетсяместо: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды

и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только

получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также

восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).

Материальное оснащение центра экспериментирования:

• природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы

древесины, листья, зёрна;

• приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка, увеличительные

линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;

• сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;

• медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет,

одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;

• вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;

• фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки,

нарукавники;

• листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов

экспериментирования.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы "Разноцветная поляна" Цель: Создать условия для развития интеллектуальных способностей, внимания, мышления детей в разных видах деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 31 августа 2024 в 13:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Тепликина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. Первый день осени. Передвижка «Осенние месяцы»

После жаркого лета празднуем приход долгожданной красавицы Осени! Красочный щедрый сезон дарит нам эстетический восторг от созерцания изменений в природе и гастрономические удовольствия от богатого...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД