Анжелика Тепликина
Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит
вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся
узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над
простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский
интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Современная система образования в детском саду отходит от способа
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от
педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в
создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и
совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов
окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у
детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи
элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус,
испытать на прочность (укусить, бросить, извлечь звук (хлопнуть ладонью,
стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и
координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в
самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники
старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по
самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные
сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском
саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных
ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом
деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является
формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и
неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Образовательные задачи
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и
явлениями.
Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление,
систематизация, обобщение, анализ.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
Создание положительной мотивации к самостоятельному
экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения
исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Воспитание усидчивости и аккуратности
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной
деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном
образовательном учреждении:
• Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
• Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на
территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает
визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во
время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием
зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из
активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
• Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование
считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над
предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с
удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми
веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом
состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить
опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего
дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования.
Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей
наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует
становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Виды занятий по экспериментированию
• Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей
дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты
проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует
сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в
проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут
действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи
воздуха и др.).
• Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например,
моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока,
педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна
быть понятной и доступной.
• Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с
воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.
Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду
строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных
рамок по нормам САНПиН:
• младшая группа — 15 минут;
• средняя группа — 20 минут;
• старшая группа — 25 минут;
• подготовительная группа — 30 минут.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Особенности экспериментальной деятельности в младшем, среднем
и старшем дошкольном возрасте:
В младшем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность
детей носит поисковый характер и связана с действиями по обследованию объектов и явлений.
Педагог на этом этапе должен работать над развитием интереса детей к
окружающему миру. Дошкольники активно интересуются миром природы,
поэтому разные природные объекты можно использовать для развития
познавательного интереса и исследовательской активности в ходе
наблюдений, опытов и экспериментов. Например, понаблюдав за изменением цвета камней на улице до и после дождя, можно организовать опыт и ещё раз намочить камни водой, когда они высохнут.
Элементарные опыты с воздухом, снегом, водой и другими объектами
неживой природы сформируют у детей представления о их многообразии,
вызовут новые вопросы познавательного характера, разовьют активность и инициативу.
В среднем дошкольном возрасте содержание экспериментальной
деятельности усложняется. Эксперименты становятся продолжительными и могут состоять из серии простых опытов. Разнообразие объектов для опытно-экспериментальной деятельности, вариативность практических действий с ними стимулируют развитие исследовательской активности детей. Интерес и чувство радости от небольшого самостоятельного открытия
вызывают такие эксперименты, как «Свойства мокрого песка», «Солнечные
лучи», «Бумажные кораблики», «Волшебная кисточка» и другие.
Старшие дошкольники стремятся установить причинно-следственные
связи в изучаемых явлениях, самостоятельно найти недостающую
информацию. Поэтому опыты и эксперименты становится отличным
источником развития исследовательской активности ребёнка.
С детьми можно проводить эксперименты «Невидимые чернила»,
«Живой кусочек», «Воздух работает», «Звенящая вода». Уже названия этих
опытов заставляют мышление и воображение ребёнка работать.
При проведении экспериментов важно отвечать на многочисленные
вопросы детей, не оставлять их без внимания, предоставлять детям
возможность действовать самостоятельно, поощрять исследовательскую
активность, стремление размышлять, аргументировать свою позицию и
обобщать результаты.
Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить
собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи
детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для
становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних
условиях. Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей
осуществляется через реализацию следующих задач :
• поощрение любознательности ребёнка, инициативности в
экспериментировании;
• проявление интереса к занятиям в детском саду;
• мотивировать личным примером.
На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные
темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов) : сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.
Важным условием организации опытно-экспериментальной
деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумываетсяместо : демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды
и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только
получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также
восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).
Материальное оснащение центра экспериментирования:
• природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы
древесины, листья, зёрна;
• приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка, увеличительные
линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
• сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
• медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет,
одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;
• вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;
• фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки,
нарукавники;
• листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов
экспериментирования.