Людмила Плотникова
Опытно-экспериментальная деятельность — способ познания мира дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность способ познания мира дошкольников
У детей 3-4 лет развивается наглядно-образное мышление, ребёнку этого возраста сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы, познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно, поэтому мы считаем, что экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.
В экспериментальной деятельности достаточно чё тко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.
Достоинства метода экспериментирования: ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания.
Обеспечивает интеграцию видов деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Познание детьми окружающего мира является неотъемлемой частью их жизни, одной из самых интересных, увлекательных и творческих видов деятельности. При проведении совместных экспериментов я даю детям возможность самим открыть что-то новое.
Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Во второй младшей группе экспериментирование мы организовали следующим образом:
— ставили цель опыта, помогали детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляем необходимые действия.
—постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий (Например, «Что получится, если мы снег занесем в группу?», «Что случится с бумагой, если мы ее пустим воду?»)
—Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая любознательность и собственную исследовательскую активность детей.
Таким образом, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование для всестороннего развития ребенка, мы проанализировали методический материал по данной теме, систематизировали его и применяем его на практике.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (и другие) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.