Жданова Ирина
Опытно-экспериментальная деятельность «Невидимый друг» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Берёзка» филиал «Колокольчик»
Опытно-экспериментальная деятельность
«Невидимый друг» (средняя группа)
Подготовила и провела:
воспитатель Жданова И. В.
Крутиха 2020г.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Невидимый друг» (средняя группа)
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Невидимый друг“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование:
Полиэтиленовые мешочки (по количеству детей, стаканчики прозрачные, коктейльные трубочки (по количеству детей, салфетки бумажные, предметы для проведения опытов, бумажные кораблики, веера.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Ребята, а скажите мне пожалуйста, как называется место где ученые проводят опыты, делают эксперименты? (Лаборатория). В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
(подходят к лаборатории)
Кукла Василиса (появившись из-за стола) : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Кукла Василиса: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, Василисе, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла Василиса: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Василиса! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Он нам нужен, чтобы дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, и. т. д. А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи.
Кукла Василиса: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле Василисе, что воздух всё-таки есть! (подходим к первому столику, на столе лежат полиэтиленовые пакетики). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1.
С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Василиса! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Кукла Василиса: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрац! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: Конечно, Куколка! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Кукла Василиса: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Кукла Василиса: Давайте, ребята! Мы с вами дышим? Вдыхаем воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Василисе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Опыт 2.
С салфеткой.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра.
Опыт 3.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Физкульт-минутка «Мыльные пузыри» (под музыку)
Воспитатель: А теперь предлагаю отправить корабли в дальнее плаванье!
Игра «Кораблики»
Воспитатель: Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать). Воздух может передвигать предметы.
Кукла Василиса: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4.
С веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть.
Опыт 5. «Есть ли запах у воздуха?»
Воспитатель: Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу. Давайте проверим – имеет ли воздух запах. Предложите малышу понюхать воздух – не слышно запаха. Дать понюхать детям чеснок, хлеб, мыло, лук. Скажите малышу, что воздух может запахи передавать.
«Как услышать воздух?»
Опыт 6. «Слышим воздух» Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Кукла Василиса:
Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе! (вместе с детьми) :
• Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
• Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
• Что воздух легче воды;
• Что воздух есть внутри пустых предметов;
• И даже внутри людей;
• Без воздуха ничто живое не может жить;
• А ещё я наконец-то узнала, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха!
Воспитатель: Хорошо, что Василисе все понравилось, и что она получила много новых знаний! А вам ребята, понравилось наше путешествие в лабораторию?
Молодцы!
Василиса, куда ты исчезла? Что ты там делаешь?
Кукла Василиса: Я тут! Я хочу подарить эти шарики ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Мы скоро пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!