Свистунова Ирина Владимировна
Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты Волшебницы воды.
Цель: уточнять и расширять знания детей о воде и ее свойствах;
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, уверенность в своих силах;
Воспитывать внимательность, организованность, аккуратность;
Обогащать игровой опыт детей.
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды (без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса) ;
активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Развивающая :
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать фантазию;
умение правильно говорить;
логическое мышление, наблюдательность.
Предварительная работа:
Наблюдение за природными явлениями:туман,иней,снег;
Чтение художественной литературы про воду: А. Барто «Дождь»,Н. Некрасов «Мороз»;
Подвижные игры: «Ручеек», «Мы-капельки»;
Компьютерная презентация «Очень важная вода».
Материал и оборудование для детей:пластиковые прозрачные стаканчики, пластиковые ложечки,сахарныйпесок,соль, салфетки для рук.
Для демонстрации: кувшин с водой, колбы разной формы, лимонный сок,мнемотаблица.
Ход занятия
Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!
Дети: Здравствуйте!
Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время суток?
Дети: утро!
А что мы обычно делаем по утрам? Правильно зарядку! Давайте сделаем зарядку «Утром солнышко встает!» Чтобы целый день у нас было хорошее настроение.
Утром солнышко встает (под музыку)
В детский сад меня зовет
Смотрит солнышко в окошко
Гладит щечки мне ладошкой
Шепчет мамин голосок
Просыпайся мой дружок
Подмигнул с подушки гном
Вместе в садик мы пойдем
Динь-динь детский сад голоса звенят
Как сто колокольчиков-смех ребят
Топ-топ топотушки шум тарарам
Хлоп-хлоп хохотушки веселье и гам
Я люблю наш детский сад
Сказки здесь с утра шалят
На прогулке Том и Джерри
Вареньем красили качели
Ночью Карлсон прилетал
Мармеладки-звезды съел
Добрый гномик мне с утра
Снова скажет в сад пора.
Воспитатель:
Поудобней садитесь, (дети садятся вокруг воспитателя на
стульчики)
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
И корзиночку нашла,
А в корзинке той письмо (Корзинка с письмом. Письмо виде капельки)
Необычное оно
Давайте его прочитаем.
Слушайте внимательно. (Читает письмо)
“Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую сосульку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Сосулька очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и в паровом облачке родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и облачко – родные сестры. ( Чтение письма сопровождается картинками:капелька,облачко,сосулька).
Звучит капель. (магнитофонная запись). Детки послушайте, что это. Капелька плачет.
Поможем капельке в ее беде. (ответы детей)
Чтобы доказать, что снежинка, облачко и капелька родные сестры, нам нужно исследовать воду и ее свойвства. Для этого нам нужно превратиться в ученых.
Мы три раза повернулись и в ученых обернулись. (дети одевают фартучки)
Представьте, что наша группа это лаборатория (столы приготовлены для опытов-четыре стола на каждом проводится по два опыта)
Посмотрите наши лабораторные столы они уже готовы к опытам.
Опыт№1 «Вода жидкая, может течь»
Ребята на столе стоят стаканчики с водой, перельем ее в тазик. Как водичка льется? (тонкой струйкой, вода струится, журчит, пузырится).Почему вода льется? Пересыпать воду можно? Почему не говорят «пересыпать воду»? –потому что она жидкая. А что можно делать с жидкостью? (наливать, переливать, разливать, выливать, проливать). А что еще бывает жидким? (молоко, кисель, компот, сок.) Какой вывод сделаем? Вода льется потому что это (жидкость) .
Вывод: вода- жидкая, льется.
Вконце каждого опыта вывод подкрепляется картинкой.
Опыт № 2 «Вода прозрачная»
На столе стоит стаканчик с водой. Как вы думаете какого цвета вода (Ответы детей). Опустим в стаканчик ложечку. Мы ее видим? Значит вода какая (ответы детей).
Вывод:вода прозрачная.
.
Опыт №3 «Вода не имеет формы»
Ребята, вы знаете. Что предметы имеют форму. Посмотрите у меня в руках мяч и кубик,какой они формы ( ответы детей: мяч – круглый, кубик – квадратный). А вода имеет форму? На столе стоят колбы разной формы. Рассмотримколбы,на какие геометрические фигуры они похожи. (ответы детей) Нальем воду в колбы. Какой формы стала вода (ответы детей). Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму той емкости в которую ее наливают.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха»
Как вы думаете вода имеет запах. Понюхайте. Чем пахнет? А теперь закройте глазки и не подсматривайте. Я капну вам в стаканчик одну волшебную каплю. Открывайте. И опять понюхайте водичку. Изменился запах? Чем пахнет? Делаем вывод.
Вывод: вода может приобретать запах, если в нее что-нибудь добавить ароматное, пахучее.
Какие секреты мы уже узнали о воде? Вода- жидкость, вода - не имеет формы, а приобретает форму емкости, в которую ее наливают, вода не имеет запах, но может его приобрести. (с опорой на схемы).
Опыт № 5 «Вода не имеет вкуса»
Сейчас я вам налью в стакан водичку. Попробуете, сделаете глоточек. Скажите какого вкуса вода (ответы детей). Положите кусочек сахара в водичку и размешайте. Попробуйте, какого вкуса стала вода? (сладкая) А теперь положим соль,какой вкус у воды (соленая).
Значит делаем вывод: вода не имеет вкуса, но может его приобретать.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами. Мы с вами изучили свойства воды и теперь приступим к самому главному. Докажем что сосулька и пар тоже вода.
Опыт № 6 «Лед-это твердая вода»
На блюдечке лежат кусочки льда. Ребятапосмотрите,что стало со льдом. (ответы детей). Правильно лед растаял. Значит делаем вывод.
Вывод: лед-это вода.
Опыт № 7 «Пар-это тоже вода»
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало или стекло. На стекле образовались капельки. Значит пар – это тоже вода.
Вывод: пар-это вода.
Вот мы с вами и узнали секреты воды. Вода это жидкость,не имеет цвета и запаха. Лед и пар –это тоже вода. (с опорой на схемы). Чтож ребята теперь мы можно сказать, что капелька,сосулька и облачко -это вода.
Вот мы и помирили сестричек. Сестрички очень рады и говорят вам спасибо.
Смотрите, что они нам подарили кулончики-капельки.
Хорошо мы потрудились
И с водичкой повозились
И подарки получили,
Вот какие молодцы!
Но пора нам возращаться
И в детишек превращаться (снимаем фартучки)
Скажем мы гостям «До встречи!»
Очень рады были встречи,
Возращаемся все в группу,
Продолжаем мы играть.