Александра петрова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников «Чудо-кристалл» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Познакомить детей с понятием «кристалл»;
- Изучить условия образования кристаллов;
Задачи: - Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников „Чудо-кристалл“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- Обогащать словарь (сл. игра «Что бывает солёным, сладким»);
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать диалогическую речь.
Методы и приемы:
- Загадывание загадок про соль и сахар;
- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;
- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;
- Заучивание пословиц и поговорок о соли.
- Эксперимент, опыт.
Материал и оборудование:
- стеклянный сосуд с водой;
- поваренная соль;
- морская соль;
- лупы по количеству детей;
- 2 стеклянные баночки пустые;
- одноразовые стаканчики на каждого ребёнка;
- тарелочки с солью на каждого ребё нка:
- ложечки для каждого ребёнка;
- спринцовка для воспитателя;
- пипетки для детей;
- нитка;
- иллюстрации;
Ход занятия:
Организационный момент:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдём к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.
- У гостей ладошки тёплые? Наши гости добрые и поделились своим теплом с нами.
Воспитатель:
- Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.
- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей).
- Чем они занимаются?
- Проходите в нашу лабораторию.
- Ребята, мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочке соль, на другой сахар. А как понять? Где и что? Предлагаю описать свойства соли и сахара ( варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)
- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберём сахар, он сегодня больше нам не понадобится.
Опыты с солью :
- Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. (Дети выполняют работу самостоятельно.)
1)посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая).
3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)
4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась).
Воспитатель:
- И так, мы определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.
Воспитатель:
- Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?
(ответы детей).
Воспитатель:
- Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль.
- Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.
Воспитатель:
- Ребята соль-полезное ископаемое. Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).
Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли).
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?
Высказывание ребё нка:
Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли).
Воспитатель:
- Как вы думаете, где можно использовать соль?
(Высказывание детей)
Соль применяют в косметологии:
Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)
В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Посещение соляных пещер (показ картинки)
Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.
Воспитатель:
- Назовите пословицы, и поговорки о соли.
Пословицы и поговорки про соль:
- «Соль не жалей, так и есть веселей»
- «Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»
- «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
Воспитатель:
- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).
- Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
• вода;
• стеклянный сосуд;
• соль;
• нитка.
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).
Наполняем два сосуд водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосуда не появится осадок из кристалликов соли.
Затем ставим наши сосуд на теплое место с постоянной температурой, опускаем один кончик нитки в один сосуд другой привязываем к палочке.
Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.
Для этого заведём тетрадь, и будем в ней делать зарисовки нашего кристалла соли.
- О чём вы узнали в лаборатории?
- Как мы узнали о свойствах соли? Что мы для этого сделали?
- Мы с вами сегодня много говорили о том, что соль полезна для человека и нужна ему.