Фаина Валиуллова
Опытно-практическая работа по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-практическая работа по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить эффективность уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста на основе разработанного комплекса мероприятий.
Задачи:
1. Провести диагностику уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Опытно-практическая работа по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Выявить методики для изучения активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-практическая работа по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка-2», р. п. Ишеевка, Ульяновского района, Ульяновской области. В дошкольном учреждении функционируют 6 групп. Заведующая детским садом – Зинченко О. Г.
В дошкольном образовательном учреждении работают 16 педагогов : заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, учитель-логопед, воспитатели 6 групп. В течение практики взаимодействовала со старшим воспитателем, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, помощником воспитателя, воспитателями группы.
Материальная и методическая база детского сада находиться в хорошем состоянии. Оснащение групп соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Имеется просторный физкультурный и музыкальный залы с разнообразным оборудованием, кабинет медицинского работника, кабинет старшего воспитателя, лого-пункт, кабинет заведующего ДОУ. В методическом кабинете имеются необходимые дидактические пособия и методическая литература для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
В группе согласно возрасту детей создано предметно-развивающая среда, которая способствует разнообразной и насыщенной деятельности детей. В группе тщательно продумано размещение мебели и оборудования.
Опытно-практическая работа проводилась в старшей группе №5. Группу посещают 31 детей. Из них 13 девочек и 18 мальчиков.
В опытно-практической работе принимало участие 14 детей старшей группы. Список детей перечислен в таблице №1.
Таблица №1.
Имена детей Возраст Имена детей Возраст
Вика (6 лет) Булат (6 лет)
Денис (6,1 лет) Екатерина (6,1 лет)
Антон Б. (6 лет) Антон К. (6 лет)
Элина (6,1 лет) Гульназ (6,1 лет)
Ринат (6 лет) Павел (6 лет)
Даниил (6,1 лет) Полина (6,1 лет)
Валентина (5,8 лет) Матвей
(5,8 лет)
Знакомство с базой опытно-практической работы включало в себя беседу с воспитателем старшей группы, с родителями, а так же наблюдение за детьми с целью выявления интереса уровня сформированности обогащения активного словаря.
Для уровня сформированности активного словаря была использована методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста Т. Б. Филичева, Н. А. Чавелева, Г. В. Чиркина. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Данная методика представлена в приложение №1.
Цель: определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.
Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок должен показать и назвать что изображено на картинке.
Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Данная методика представлена в приложение №2.
Цель: выявить уровень развития активного словаря.
Качественно-количественный анализ результатов исследования
Мы провели обследования активного словаря старшего дошкольного возраста по методике : Т. Б. Филичева, Н. А. Чавелева, Г. В. Чиркина; О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Результаты обследования представлены в таблице №2.
Таблица №2. Уровень запаса активного словаря у детей
№ п/п Имена детей Уровень
1. Вика Высокий
2. Денис Средний
3. Антон Б. Низкий
4. Элина Высокий
5. Ринат Низкий
6. Даниил Низкий
7. Валентина Высокий
8. Булат Средний
9. Екатерина Низкий
10. Матвей Средний
11. Антон К. Средний
12. Гульназ Средний
13. Павел Средний
14. Полина Низкий
Анализ результатов обследования показал, что из 14 детей, 3 детей (21,4%) имеют высокий уровень (Вика Г., Элина, Валентина) развития активного словаря; 6 детей (42,9%) детей показали средний уровень (Рустам, Булат, Антон К., Гульназ, Павел, Сабина) развития активного словаря. При ответах затруднялись, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, не названия детенышей животных. Вызвали сложности подбор прилагательных и глаголов; у 5 детей (35,7%) низкий уровень. В то же время большее количество детей имеют низкий уровень развития (Полина, Екатерина, Даниил, Антон Б., Ринат) говорит о том, что дети нуждаются в специализированной работе по развитию словаря.
По данной таблице составили диаграмму № 1:
Диаграмма №1. Уровень развития активного словаря
Результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что у детей недостаточно развит активный словарь.
Таким образом, проведенная диагностика позволило не только определить уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста, но и определить направления работы с данной группой.
2.2. Педагогические условия формирования активного словаря старших дошкольников
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия: обогащение словаря синонимов, развитие атрибутивного словаря, развитие номинативного словаря, обогащение словаря антонимов, развитие предикативного словаря, развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. С. Швайко, О. С. Ушакова, Н. В. Новоторцевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Н. А. Седых, Краузе Е. Н.
1 направление: Обогащение словаря синонимов.
I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.
Задачи: Развитие синонимии. Развитие связной речи. Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Игра «Придумай предложение» (Краузе Е. Н.)
Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей : ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.
II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.
Задачи: Актуализация синонимов. Развитие синонимии. Развитие слухового внимания и памяти.
1. Игра «Как сказать?» (Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.)
Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что - то или кто - то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)
2. Игра «Конкурс слов - сравнений» (Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.)
Содержание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Выяснить, чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать «словами - приятелями».
3. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.)
Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово - приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг - (товарищ, приятель); дом - (здание, жилище); дорога - (путь, шоссе); солдат - (боец, воин); труд - (работа); мудрость - (ум); бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть); трудится - (работать); печалиться - (грустить); смелый - (храбрый); алый - (красный, багряный).
Оборудование: мяч.
4. Игра «Солнышко» (Краузе Е. Н.)
Содержание: Логопед даё т задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик. Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый». (отважный, храбрый, решительный). Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый). Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать». (говорить, разговаривать).
Оборудование: солнышко, лучики.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.
Задачи: Обогащение словаря прилагательных. Развитие словесно-логического мышления. Развитие слухового внимания и памяти
Примерные виды заданий:
1. «Назови лишнее слово» (Захарова А. В.)
Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему. Грустный, печальный, унылый, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый, отважный. Слабый, ломкий, долгий, хрупкий. Крепкий, далекий, прочный, надежный. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (Захарова А. В.) Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.
Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф). Я низкий, толстый и серый (бегемот). Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок). Я грозный, большой, с длинной гривой (лев). Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.
Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.
Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)
II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.
Задачи: Актуализация и обогащение словаря прилагательных. Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного (Захарова А. В.). Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
Например: трава (какая она) -- зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная.
2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?».
Светит (какое) солнце. Солнце -яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря существительных.
Задачи: Развитие номинативного словаря. Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Проговаривание наименований предмета (Ушакова О. С.)
Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»
II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.
Задачи: Актуализация и обогащение словаря существительных. Развитие словесно-логического мышления. Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Игра «Угадай, кто так делает?»
Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто (Голубь.) Жужжит кто (Жук.) Жалит кто (Пчела.) и т. д.
2. Игра «Чудесный мешочек».
Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.
Задачи: Развитие антонимии. Развитие словесно-логического мышления. Развитие слухового внимания.
Примерные виды заданий:
1. Выбрать из трех слов два слова - «неприятеля»
Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели». Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, смех, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать.
II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.
Задачи: Актуализация антонимов. Развитие связной речи. Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Игра «Закончи предложение» (Краузе Е. Н.)
Содержание: Детям предлагается закончить предложение.
Слон большой, а комар. Камень тяжелый, а пушинка. Золушка добрая, а мачеха. Сахар сладкий, а горчица. Дерево высокое, а куст. Дедушка старый, а внук. Суп горячий, а компот. Сажа черная, а снег.
Игра «Сравни!» (Краузе Е. Н.)
Содержание: Детям предлагается сравнить:
По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту : юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш.
Игра с мячом «Скажи наоборот» (Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.)
Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть - (раздеть, Поднять - (опустить, Бросить - (поймать, Спрятать - (найти, Положить - (убрать).
5 направление. Развитие предикативного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.
Задачи: Развитие предикативного словаря. Развитие словесно-логического мышления. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Игра «Найди приятеля» (Седых Н. А)
Содержание: Выбрать из трех слов два слова-«приятеля» : взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.
II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.
Задачи: Актуализация и обогащения словаря глаголов. Развитие тактильной чувствительности. Развитие зрительного и слухового внимания.
Примерные виды заданий:
1. Игра «Кто как кричит?» (Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.)
Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т. д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.
2. Лото «Кто как передвигается?» (Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.)
Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.
Задачи: Обогащение словаря обобщающих слов. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Выделить из серии слов (Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.) Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов :
Только названия домашних животных: Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух. Только названия транспорта: Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус.
II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.
Задачи: Актуализация обобщений. Обогащение словаря обобщающих слов. Развитие словесно-логического мышления. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. «Назови одним словом». (Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.)
Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.
Например: Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи). Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты). Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда).
2.3. Результаты экспериментального исследования (контрольный эксперимент)
Цель контрольного экспериментального исследования:
определение эффекта воздействия методик на формирование активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи контрольного экспериментального исследования:
1. провести повторную диагностику;
2. сравнить результаты констатирующего и контрольного эксперимента и сделать выводы об эффективности проведения работы.
Уровень обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста оценивался с помощью показателей, критериев, выделенных на констатирующем этапе.
На контрольном этапе так же была проведена диагностика детей по выявлению уровня развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов обследования показал, что из 14 детей 4 имеют высокий уровень развития активного словаря, 7 – средний, и только 3 – низкий уровень.
Таблица №3. Результаты контрольного эксперимента.
№ Имена детей Уровень
1. Вика Высокий
2. Денис Средний
3. Антон Б. Средний
4. Элина Высокий
5. Ринат Низкий
6. Даниил Низкий
7. Валентина Высокий
8. Булат Средний
9. Екатерина Низкий
10. Матвей Средний
11. Антон К. Средний
12. Гульназ Средний
13. Павел Средний
14. Полина Высокий
По данной таблице составили диаграмму № 3:
Диаграмма №2. Результаты контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
В процессе диагностики было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован уровень развития активного словаря. С высоким уровнем развития активного словаря в группе было трое детей, а низким уровнем – пятеро. Это указывало на необходимость целенаправленной работы по повышению уровня развития активного словаря у детей обследуемой группы.
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия: обогащение словаря синонимов. Развитие атрибутивного словаря, развитие номинативного словаря, обогащение словаря антонимов, развитие предикативного словаря, развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществлялся в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
Результаты контрольного эксперимента отражены в таблице №3, где мы видим, что уровень развития активного словаря у некоторых детей изменился; Анализ результатов обследования показал, что из 14 детей, 4 детей (28,6%) имеют высокий уровень развития активного словаря; 7 детей (50%) детей показали средний уровень развития активного словаря, уменьшилось количество детей с низким уровнем развития активного словаря 3 детей (21.4%). При ответах затруднялись, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, названия детенышей животных. Вызвали сложности подбор прилагательных и глаголов.
Для развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста использовались : наблюдение природных явлений; беседы, чтение художественных произведений; дидактические игры и лексические упражнения, направленные на: выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природы; развитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов; классификацию и сравнение предметов; закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи; уточнение и объяснение лексических значений мотивированных слов; формирование лексических значений многозначных слов; задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.
Все названные приёмы способствовали более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать окружающее.
Для повышения уровня развития активного развития словаря, я составила комплекс мероприятия, которые должны улучшить результаты детей : «Дикие животные русских лесов», «Все профессии нужны – все профессии важны», «Путешествие в зоопарк», «Транспорт». Этот комплекс мероприятий должен способствовать активному развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.