Людмила Соколова
Опытно-исследовательская деятельности «Воздух — невидимка» с 4 до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Тамбова.
Конспект открытого мероприятия
Опытно-исследовательская деятельности
(возрастная группа с 4 до 5 лет)
«Воздух - Невидимка».
Воспитатель:
Соколовой Людмилы Вячеславовны
г. Тамбов
Пояснительная записка
Открытое мероприятие проведено в рамках городского семинара «Организация познавательно-исследовательской продуктивной деятельности детей дошкольного возраста».
Публикация «Опытно-исследовательская деятельности „Воздух — невидимка“ с 4 до 5 лет» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Цель проведения открытого мероприятия – продемонстрировать педагогам организацию опытно-экспериментальной деятельности и методы работы с детьми, в процессе которой дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность.
Данное мероприятие является продолжением цикла занятий по расширению представлений об окружающем мире, явлениях природы через игру и экспериментирование. И является итоговым по ознакомлению дошкольников со Стихией Воздуха.
Конспект занятия «Воздух - Невидимка»
(возрастная группа с 4 до 5 лет)
Цель: Сформировать у детей представление о воздухе.
Задачи: Закреплять представление детей о свойствах воздуха - невидимость, прозрачность, легкость.
Познакомить с движением воздуха, его силой.
Показать, как можно обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Дидактический материал и оборудование: карточки-схемы, обозначающие свойства воздуха; воздушные шарики, металлические шарики, целлофановые пакеты, трубочки для коктейля и стаканы с водой для каждого ребенка, веера (лист бумаги, весы, пенопласт, зубочистки, вырезанные треугольники из целлофана, таз с водой.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, а расскажу вам сказку.
Воздушный шарик.
За ветку старого клена зацепился воздушный шарик. Он был такой голубой, что казалось, будто кусочек неба вдруг опустился поближе к людям, чтобы они могли его рассмотреть. Шарику было грустно: он ведь не привык сидеть на одном месте. Он увидел мальчика Колю, которому тоже было грустно одному гулять во дворе. И Шарик предложил познакомиться.
- Меня зовут Шарик, Воздушный Шарик. Я очень люблю путешествовать. Хочешь, я расскажу тебе, откуда у меня такая фамилия? Отгадай загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, а все же
Без него мы жить не можем.
Коля отгадал загадку: это воздух, то, чем мы дышим.
Воздушный Шарик предложил Коле игру:
- Ну-ка, попробуй глубоко вдохнуть, закрыть ладошкой рот, нос и считать про себя раз, два, три.
Коля попробовал сделать так, но у него не получилось долго сидеть без воздуха. Он сказал:
- Не досчитаешь и до десяти, как нестерпимо хочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха. Человек не может не дышать. Дыхание необходимо для жизни.
- Вот и я живу только потому, что во мне есть воздух! – сказал Шарик.
Рассматривание Воздушного шарика.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что вы видите внутри воздушного шарика? Да, действительно, там как будто ничего нет, и всё же, что-то сделало его таким большим (сравнить не надутый шарик). Это воздух. Его нельзя увидеть, но его легко обнаружить.
Игра «Поймай воздух». Воспитатель раздает детям целлофановые пакеты и предлагает поймать воздух – пакеты надуваются.
Воспитатель. А вот ещё один способ обнаружить воздух.
Игра «Пузыри». Дети через трубочки для коктейля дуют в стакан с водой, получаются пузырьки.
Воспитатель. Ребята, воздух – невидимка, он прозрачен.
На доску вывешивается схема (воздух-невидимка)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня два шарика, один - большой Воздушный Шарик, а другой маленький – металлический шарик. Интересно, какой из них тяжелее, давайте попробуем.
Игра «Весы». Дети на одну руки кладут воздушный шарик на другую – металлический, и пытаются взвесить.
Опыт. Воспитатель предлагает взвесить воздух на весах (надутый и не надутый воздушный шарик).
Воспитатель. Ребята, воздух хоть и имеет вес, но он очень легкий.
На доску вывешивается схема (воздух легкий)
Воспитатель. Закройте глаза (воспитатель машет веером в лицо детям). Что вы почувствовали? (Ветер). Воздух не стоит на месте. Он движется. Это движение потоков воздуха и создает ветер. Поскольку воздух невидим, мы не можем увидеть ветер, но зато мы можем почувствовать, как он дует в лицо, понаблюдать за тем, как он качает верхушки деревьев, и даже, услышать его.
Дети закрывают глаза, включается на магнитофоне шум ветра.
Воспитатель. Воздух может двигаться с разной скоростью. Он может быть очень сильным, мы такой ветер называем «ураганом». Бывает слабый и тогда, мы его ласково называем «ветерок». Давайте попробуем сами создать такой ветер.
Дети машут в лицо веером с разной силой.
На доску вывешивается схема (движение воздуха)
Проводится физкультминутка «Ветер дует мне в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо всё выше-выше».
Воспитатель. А сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру «Парусник и ветерок». Для этого вы должны каждый себе смастерить парусник, пустить его на воду, и дуя на него – создавая ветер, вы сможете управлять его движением.
Дети под музыку ветра изготавливают парусники (пенопласт, зубочистка, вырезанный треугольник из целлофана) и обыгрывают его в тазике с водой, слегка дуя на него.
Итог.
Воспитатель подводит детей к доске, рассматривают схемы и обговаривают свойства воздуха.
«Воздух, какой? (невидимый или прозрачный, легкий, он движется)»
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Вывод.
В результате проведенного занятия дети научились с помощью карточек-схем определять и называть свойства воздуха, обнаруживать его в пространстве.