Татьяна Миронова
Опытническая деятельность старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опытническая деятельность старших дошкольников
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в дошкольном образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Публикация «Опытническая деятельность старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь, самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Дети уже рождаются с врождё нным поисковым рефлексом: что? где? зачем? какое? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве - это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребё нка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учё ного: от выдвижения гипотезы до её доказательства. Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у дошкольников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения
Формирование экологического сознания и экологической привычки – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Ребенок, как и любое другое существо, испытывает естественную потребность в общении с природой. Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Для детей первых семи лет характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это предполагает, что основные сведения дети усваивают наглядным методом. Этот метод позволяет самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы, развивается речь – происходит накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
Для проведения опытов и экспериментов в группе, в детском саду создана предметно – развивающая среда:
уголок природы,
уголок экспериментирования,
территория детского сада
(зимний сад, огород, цветник).
Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников предполагает
Взаимодействие между детьми и педагогами, между детьми родителями, педагогами и родителями;
Все сотрудники ДОУ принимают участие в процессе экологического развития дошкольников;
Вся работа планируется на основе результатов диагностики.
Я работаю по программе М. А. Васильевой, использую также разработки
С. Н. Николаевой «Юный эколог», Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ».
В современном мире потеряна связь с природой. Мы стали брать от природы все, что необходимо, ничего не давая взамен. Человек перестал чувствовать природу, не контактирует с ней. Все это диктует необходимость усиления внимания к природе. Основной упор делаем на наблюдения и эксперименты, продуктивную деятельность детей в природе. Работу свою строю так, чтобы необходимые сведения дети дети усваивали наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). Наглядный метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
На слайдах представлены фотографии, на которых запечатлены некоторые опыты, наблюдения, эксперименты.