Марина Маркина
Опытная деятельность детей 6–7 лет (сентябрь-октябрь)
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты подготовительная группа
сентябрь
Название опыта Цель опыта Материалы для опыта Описание опыта
Живая природа Почему цветы осенью вянут?
Установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги. Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку прозрачная емкость.
Публикация «Опытная деятельность детей 6–7 лет (сентябрь-октябрь)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Педагог предлагает обучающимся перед поливом измерять температуру воды (вода теплая, полить оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охлаждают воду с помощью снега, измеряют температуру (стала холоднее, поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много (корни не всасывают холодную воду).
Неживая природа Солнечные часы Определение времени Картон, карандаш Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень. Это, конечно, не значит, что вам нужно встать с восходом солнца, — это же не будильник, а просто часы. Пусть ребенок фломастером прочертит линии по тени карандаша, а вы по наручным часам рядом с линией по краю картонного круга проставьте цифры, обозначающие время (конечно, без минут). Так делайте пометки до захода солнца. Ваши часы готовы. Вечером, после захода солнца, рассмотрите, что у вас получилось. На следующий день часами можно пользоваться.
Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень. Это, конечно, не значит, что вам нужно встать с восходом солнца, — это же не будильник, а просто часы. Пусть ребенок фломастером прочертит линии по тени карандаша, а вы по наручным часам рядом с линией по краю картонного круга проставьте цифры, обозначающие время (конечно, без минут). Так делайте пометки до захода солнца. Ваши часы готовы. Вечером, после захода солнца, рассмотрите, что у вас получилось. На следующий день часами можно пользоваться.
Физические явления Воздух расширяется
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Бутылочка, трубка, пробка Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх.
Человек Глаза – главные помощники человека. Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить со с строением глаза; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Зеркала по количеству детей; предметы для игры и иллюстрации, ширма; рисунок глаза и гимнастика для глаз. Как видит глаз? Ответы, выводы.
Игра «Полезно – вредно».
Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно.
Читать лёжа;
Смотреть на яркий свет;
Смотреть близко телевизор;
Оберегать глаз от ударов;
Промывать по утрам глаза;
Тереть глаза грязными руками;
Читать при хорошем освещении;
Читать в транспорте.
Опыт :»Солнечный зайчик» (сильный свет – глазу не комфортно-больно)
Предметное окружение Что такое масса? Выявить свойство предметов — массу; познакомить с прибором для измерения массы — чашечными весами; научить способам их использования.
Два одинаковых пакета: в одном — вата, в другом — крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, спички.
В гости к детям пришел домовенок Кузя, он показывает детям пакеты. Кузя. Я сегодня ходил в магазин и купил один пакет крупы, очень хочется кашу сварить на ужин, и один пакет ваты для утепления окон, а то скоро холода наступят. Пакеты абсолютно одинаковые. Вот интересно, как их можно различить, не открывая? Читать я не умею.
Воспитатель. Одинаковые ли пакеты у Кузи?По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Возьмите пакеты: один в правую руку, другой — в левую. (Дать подержать всем детям.) Что можете теперь сказать? (Один пакет тяжелее другого.)
Воспитатель. Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойство предметов, которое называется «масса». Какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе? (Весы.). Какой пакет тяжелее? (С крупой, он находится на нижней чашке весов.) Какой пакет легче? (С ватой, он находится на верхней чашке весов.) Как уравнять вес пакетов? (Можно добавить ваты или убавить крупы.) Интересно, что тяжелее: один кубик или один мячик? Воспитатель. Поможем Кузе узнать вес игрушек? Из каких материалов игрушки легче? Из каких тяжелее? Что еще используют для определения точного веса предмета кроме весов? (Гири) А теперь внимательно послушайте, как звучит слово «килограмм». Оно состоит из двух слов: «кило» и «грамм». Хотите узнать, сколько весит грамм? Положите на палец спичку— и узнаете. А теперь попробуйте взвесить разные предметы, используя гири.
октябрь
Живая природа Почему у водоплавающих птиц такой клюв?
Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Зерно, макет клюва утки, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц.
Педагог на иллюстрациях птиц закрывает изображения их конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам — вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Педагог предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют.
Неживая природа Из стакана в стакан Познакомить с силой тяжести 2 стакана, вода, кусочек материи Возьмите два стакана. Один из них наполните водой и поставьте повыше. Другой стакан, пустой, поставьте ниже. Опустите в стакан с водой конец полоски чистой материи, а ее второй конец — в нижний стакан и оставьте конструкцию. Через некоторое время вода «переберется» в пустой стакан.
Как это происходит? Вода, воспользовавшись узенькими промежутками между волокнами, начнет подниматься, впитываться в материю, а потом под действием силы тяжести будет стекать в нижний стакан. Так полоску материи можно использовать в качестве насоса, например для автополива домашних растений.
Физические явления Свет повсюду
Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Иллюстрации событий, происходящих в раз ное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет. Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.
Человек Зачем человеку нос? Формировать представления детей зачем человеку нос. Развивать опытно-исследовательскую деятельность, память, мышление. Картинки с изображением органов чувств : нос. Коробочка с различными ароматизаторами. И зачем они только нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадёшь да нос разобьёшь. То нос начинает чихать, и дышать приходится ртом. А знаете ли вы, что дышать то нужно носом. Почему? А вот послушайте.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью - слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в лёгкие он попадает тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! И нос очищается.
Опыт «Угадай по запаху»
Предметное окружение Разноцветная химия
Показать, что с помощью простых Лимонная кислота (уксус)
пищевые красители
сода
стаканчики
вода
большая тарелка (поднос)
Разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. !На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.
Для этого опыта-сюрприза использованы 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции?Попросите ребенк капнуть несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.