Кристина Шкуркина
Опыт «Живая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Живая вода»
Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
Публикация «Опыт „Живая вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Цель. Продолжить расширять и уточнять представления детей о воде. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Уточнить представление детей о том, что вода важна для всех живых существ. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Предварительная работа. Рассматривание карты мира. Чтение сказок, рассказов и стихов о воде, отгадывание загадок о воде. Беседа на тему: «Круговорот воды в природе».
Оборудование и материалы. Иллюстрации на тему: «Вода», разовые стаканчики, ложки, емкости разных размеров и форм, коктейльные палочки, валериана, марганцовка, соль, сахар.
Ход занятия
Организационный момент. Ребята, к нам сегодня пришел в гости доктор, и он загадает вам загадку.
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук. /Вода/
Беседа. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о воде. Посмотрите на глобус. Мы с вами говорили, что большую часть поверхности Земли занимает вода.
Вода на Земле содержится в океанах, морях, озерах, прудах, болотах, реках, ручьях, родниках. На высоких горах и полюсах Земли лежат вечные льды и снега (замерзшая вода). Вода содержится в каждом камне, в почве, глубоко в земле, в каждом растении, в каждом животном, содержится в теле человека.
В морях и океанах вода соленая и не пригодна для питья. Вода, низвергаясь с гор, размывает горные породы и несет соль в океаны, а также подводные вулканы выносят соль из недр Земли. В реках, озерах, прудах вода пресная и после очистки пригодна для питья.
Вода – это самое удивительное вещество на Земле, и жизнь без нее не возможна.
Без воды не могут жить ни растения, ни животные. В организме взрослого человека не менее двух больших ведер воды.
Но запасы воды на Земле ограничены как в этом стакане. Все живые организмы делят эту драгоценность.
Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты, а с чем мы их будем проводить вы узнаете, отгадав загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять /Вода/
И сегодня мы будем с вами проводить опыты и эксперименты с водой.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт № 1. Растворяем соль и сахар.
Для питания организма необходимо, чтобы пища, которую мы съедаем, попала в кровь. Но как туда может попасть твердая пища?
Это возможно, когда пища стала жидкой.
В стакан № 1 насыпаем сахар, в стакан № 2 – соль. Сахар и соль твердые. Перемешиваем ложечкой.
Вывод. Сахар и соль растворились.
В таком растворенном виде пища и попадает в кровь.
Опыт № 2. Какую форму принимает вода?
Набираем воду в коктейльные палочки разных форм, в шприц.
- Дети, вода имеет форму?
Какой вывод можно сделать?
Вывод. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита.
Давайте, дети, вспомним, где и как разливаются лужи.
Опыт №3. Есть ли у воды вкус?
Спрашиваем перед опытом : «Какого вкуса вода?»
После этого дети пробуют питьевую воду (стакан № 3). Затем пробуют воду в стакане с сахаром (стакан № 1) и в стакане с солью (стакан №2).
Спрашиваем: «Какой вкус приобрела вода?»
Вывод. Вода приобрела вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Опыт № 4. Чем пахнет вода?»
Перед началом опыта задаем вопрос : «Чем пахнет вода?» Предлагаем детям закрыть глаза. В стакан № 1 капаем раствор валерианы. Дети нюхают.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод. Вода пахнет теми веществами, которые в нее положены – яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Опыт № 5. Что растворяется в воде?
Давайте вспомним, что произошло, когда мы в воду добавили сахарный песок и соль?
- Они растворились.
Что произойдет. Если мы в воду добавим речной песок?
Добавляем в воду (в стакан № 1) речной песок, перемешиваем.
- Растворился ли речной песок?
- Нет.
Вывод. Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые нет.
Опыт № 7. Вода не имеет цвета.
Дети добавляют в стакан № 2 кристаллы марганцовки, перемешивают.
Вывод. Вода окрашивается в цвет того вещества, которое добавлено в воду. Интенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, 2 кристалла дают розовую окраску, а десять – фиолетовую.
Опыт №8. Как можно убедиться, что вода прозрачная?
Детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчике 3 на ложку.
Вывод. Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно.
Опыт № 9. Можно ли с помощью соломинки для коктейля перенести воду из одного стаканчика в другой?
Поставить рядом два стакана. Опустить соломинку в воду.
Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к другому стакану.
Снять палец с соломинки – вода вытечет в другой стакан.
Какой прибор из домашней аптечки напоминает работа нашей соломинки?
- По такому принципу работает пипетка.
Опыт № 10. Вода смачивает и очищает предметы.
Берем бумажную салфетку и осторожно кладем ее в стаканчик на поверхность воды.
Выводы. Вода проникает в волокна салфетки и смачивает ее.
Опыт № 11. Почему бежит ручей?
Небольшой желобок, похожий на русло ручейка опускаем наклонно в таз. Льем воду на желобок небольшой струйкой.
Вывод. Ручей бежит потому что есть наклон.
Ребята, мы установили, что вода прозрачная, а почему же мы говорим, что вода в море синяя? (В ней отражается небо).
Заключение. Ребята, о чем мы сегодня говорили и с чем проводили опыты и эксперименты? /О воде и с водой/