Юлия Макарова
Опыт «Волшебный мир камня и дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный мир камня и дерева»
Опыт №1
Цель:
Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням и дереву, материалу, к исследовательской работе.
Познакомить детей с различными видами камней.
Доказать свойства камней и дерева экспериментальным путем.
Оборудование: кусочек дерева, гвозди, молоток, две коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Ход экспериментальной деятельности:
Вопрос о изучении свойств камня и дерева возник в нашей группе после того как мы познакомили детей с историей автомобиля. Рассказали о том, что по улицам города ездили деревянные повозки, запряженные парой или тройкой лошадей. Дороги были из дерева, но шло время и улицы стали мостить булыжником. Как вы думаете, какие дороги лучше? Каменные или деревянные? Почему?
Дети садятся за столы, где лежат подносы с камнями, салфетки. Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Начнем нашу работу со знакомства с морскими камнями и увидим, чем они отличаются от обычных камней.
Рис. 1.
Воспитатель: Как вы думаете, можем мы отличить морские камни от простых булыжников? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Дети выбирают, рассматривают, делятся своими впечатлениями. Воспитатель при необходимости корректирует ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами.
Воспитатель: Какие они? Какой формы?
Какая у них поверхность? Какие края?
Ответы детей: Камни гладкие, (разной формы – овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета и т. д.)
Рис. 2.
Воспитатель: Да, гладкими их сделало море, морские волны. Камни в море бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в следующую лабораторию.
Дети подходят к столу и становятся вокруг него.
Воспитатель: Теперь мы ученые – экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко – крепко. Изменил он форму?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Верно, нет. Почему?
Ответы детей: Он твердый.
Рис. 3
Воспитатель: Теперь сожмите крепко в руке деревянный кусочек. Изменил он форму?
Дети: Нет.
Рис. 4
Воспитатель: Как вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
Ответы детей: Гвоздь вошел в дерево.
Рис. 5
Воспитатель: А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? А как вел себя камень?
Ответы детей: Забить гвоздь не получилось. Камень остался целым.
Рис. 6.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Ответы детей: Камень тверже дерева.
Воспитатель: Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камня и дерева (камень и дерево нельзя сжать в руке ; дерево мягче, чем камень.)
«Волшебный мир камня и дерева»
Опыт №2
Цель:
Развивать интерес к камням и дереву, умение обследовать их новые для детей свойства (тонет- не тонет в воде, цвет.) Развивать познавательные способности, связную речь и логическое мышление.
Оборудование: камни и деревянные брусочки, сосуды с водой, салфетки тряпочные и бумажные, письмо.
Ход экспериментальной деятельности:
Воспитатель: Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? (Ответы.) Верно, по адресу. Значит письмо предназначено нам. (Читает письмо.) «Здравствуйте дети! Пишут вам три поросенка. Помогите узнать, из какого материала (камня или дерева) нам лучше построить плот, чтобы лучше и быстрее переплывать через реку от злого волка.»
Воспитатель: Давайте поможем поросятам!
Дети садятся за столы. Сейчас мы с вами узнаем как камень и дерево будут вести себя в воде. Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет?
Ответы детей: Дерево плавает.
Рис. 7
Рис. 8
Воспитатель: Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним?
Ответы детей: Камень тонет.
Рис. 9
Воспитатель: Почему (Ответы.) Камень тяжелее воды. А почему дерево плавает (Ответы.) Оно легче воды.
Воспитатель: Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его из воды. Какой он?
Ответы детей: Мокрый.
Рис. 10
Воспитатель:Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Ответы детей: Цветом.
Рис. 11
Воспитатель: Да, цветом. Мокрый камень темнее сухого. Ребята, мы с вами провели два опыта, какой ответ мы дадим трем поросятам? Что нового мы узнали о камнях и дереве.
Ответы детей: Поросятам нужно строить плот из дерева, так как оно не тонет в воде. Мокрый и сухой камень отличаются по цвету.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами узнали еще о новых свойствах дерева и камня, помогли поросятам. Нас с вами ждут еще новые и новые открытия!