Галина Родченко
Опыт внедрения традиционной культуры и материнского фольклора в работу Центра консультирования будущих мам и семей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня проблемы семьи и материнства тревожат общество, что обусловлено ростом негативных тенденций в этой сфере: разрушением семьи, отказом от рождения детей, разрывом межпоколенных связей. А ведь это одна из причин современного кризиса семьи является утрата традиционных культурных кодов, отсутствие духовно-осмысленных и нравственных оправданных оснований жизни [1, С. 22].
Публикация «Опыт внедрения традиционной культуры и материнского фольклора в работу Центра консультирования будущих мам и семей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мама. День матери. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
На базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 Алексеевского городского округа» достаточно давно функционирует Центр консультирования будущих мам и семей, воспитывающих детей раннего возраста с целью организации качественного взаимодействия и решения следующих задач:
• обучение молодых семей навыкам общения со своим малышом в период перинатального онтогенеза и раннего возраста;
• раскрытие вопросов воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до двух лет;
• воспитание «компетентного» родителя;
• ориентирование семьи на организацию здорового образа жизни.
В связи с этим особое значение приобретает обращение к психолого-педагогическому потенциалу русской традиционной культуры, представленному уникальным опытом созидания человеком в полноте его телесно-духовного бытия.
Особое внимание воспитатели в данном Центре уделяют выстраиванию вертикали отношений человека с Творцом, определяемых как развитие духовное, и иерархической горизонтали отношений в социуме, определяемые как развитие нравственное.
Бережное развитие индивидуальности ребенка, формирование личностных качеств как «собственно человеческое в человеке» происходит в детско-взрослой общности в форме постоянного взаимодействия ребенка и взрослого. Мать и дитя – это первая общность в онтогенезе человека. Она зарождается еще в период вынашивания ребенка. Выстраивание этих связей выстраивается в традиционной культуре еще до рождения ребенка.
У будущих мам, обращающихся в Центр, часто отмечается особая духовная напряженность и эмоциональная сдержанность. В то время как воспитание ребенка в народной среде начинается за долго до его физического рождения в заботах о новой жизни. В заботах о новой жизни от беременной женщины требуется, чтобы она жила повышенной, против обычного уровня, нравственной жизнью. Традиционной культурой были выработаны особые норма поведения для беременной женщины, выражавшиеся в системе запретов на деструктивное поведение. Самой будущей матери, ее семье и ближайшему окружению строжайше запрещались все формы агрессии, брань, испуг и т. п. [2, С. 30]. По представлениям христиан, материальная брань может убить плод или способствовать развитию уродств, включая возможные отклонения в духовном мире ребенка.
В период вынашивания плода и подготовки к родам обязательным было установление доброжелательных отношений со всеми членами социума, прощение, а в православной традиции – исповедь и причастие [2, С. 43].
Именно эти нормы поведения становились главными для беременных женщин в Центре консультирования будущих мам и семей.
Так же обязательно уделялось внимание и подготовке женщины и семьи в целом к рождению будущего малыша, т. к. момент рождения оказывается переходным не только для ребенка и матери, но и для всей семьи. Однако если для семь это связано со сменой социальных ролей, то мать и дитя переживают подлинный кризис рождения. Все многообразные телесно-органические связи, сложившиеся в период вынашивания, оказываются разорванными [3, С. 22].
Рождение – это начало процесса обособления и противоположного ему процесса – отождествления. Ребенок еще долгое время находит в системе устойчивых связей со взрослыми, но теперь многие из них в совместной жизнедеятельности направлены на восстановление прерванных связей или на порождение новых, обеспечивающих новую форму единства.
Педагогический диалог матери начинается долгим монологом, ответ на который взрослый пока получает лишь в комплексе оживления, первой улыбке.
Особенностью традиционной педагогики является стремление дать ребенка основные ценностно-смысловые ориентиры как можно раньше – еще в младенчестве. Взрослый, занимающийся с малышом, реализует несколько уровней взаимодействия с ним:
- телесный, проявляющийся в тактильном контакте;
- интеллектуальный, направленный на развитие ассоциативного, логического, образного мышления ребенка;
- семантический, имеющий целью представить ребенку мир смыслов и образов культуры взрослых;
- аксиологический, направленный на ознакомление ребенка с базовыми ценностями традиционной культуры.
Главное средство развития ребенка - материнский фольклор : колыбельные, потешки, первые игры с ребенком.
Народная педагогика смогла превратить повседневную ситуацию общения с ребенком в источник его развития. И с этой педагогикой необходимо познакомить и молодых родителей.
Состояние покоя и уединения, создаваемые колыбельными песнями: важнейшие средства установления связи младенца с взрослым миром. В колыбельных песнях раскрывается традиционная картина мира, определяется место в ней ребенка. Образный мир колыбельных песен как бы поделен на различные взаимоподчиненные сферы. Первый из них – образы христианского мира. Здесь повествуется о том, что ребенок появляется на свет от Бога, получает защитника – ангела, и сама Богородица помогает его растить. Другой, близкий ребенку мир – семья и родные. Он чаще всего представлен образом полноценной трехпоколенной семьи, где все гармонично, взрослые заняты заботой о младенце.
Есть и третий, сказочно-мифологический мир, в котором живет Сон и Дрема, коты – воркоты, Бука и Бабай. Этот мир удален от ребенка, часто опасен и противопоставлении миру семейному и «небесному» христианскому. Здесь впервые появляются персонификации опасности («Волчок», «Бука», чужое, не приветливое к ребенку пространство («лесок», «заморье», осуждаемые и агрессивные действия («украдет сметанку», «ухватить за бочок»,»унесет за лесок»).
Первые материнские игры с ребенком направлены не только на развлечения, но и на освоение им своей целостности, формирование позитивной картины мира, усвоение первых нравственных уроков, развития языковой культуры. Пример всем известная игра «Сорока», которая как и все в традиционной культуре имеет множество вариантов, один из которых сохранился до наших дней. В этой простой игре есть и пальчиковая гимнастика, и нравственный императив отношения к труду (при чем совместному, и основание границ и свойства собственного тела. Важно, что кажущийся дидактизм и морализм всегда снимается «ощущающим смехом». Похлопывание, щекотка, прихватывание носика и других частей тела вызывают искренний смех, прославляющий ребенка.
В материнском фольклоре задается и способ будущего самостоятельного освоении и познания мира ребенком. Известно, что стремление к инвертированию, создании образов – перевертышей, которое затем реализуется в детской субкультуре, обнаруживается у детей сравнительно рано. Прибаутки, перевертыши, небылицы и нелепицы задают ребенку способ познания мира через испытание его на прочность, способность к трансформации.
В материнском фольклоре на самом раннем этапе развития ребенка закладываются основы его мировоззрения, формируются представления о мире, месте в нем ребенка, его будущем задаются способы познания и освоения окружающей действительности.
К сожалению, в наше время традиционный материнский фольклор почти утрачен. Современные родители осознают значение традиционной культуры и развитии детей и стремятся ее изучать и возрождать.
Сегодня накоплен значительный опыт преподавания традиционного материнского фольклора в рамках Центра молодым матерям. В основу курса положен основной принцип традиционной культуры – устное обучение.
Главным результатом курса родителей является раскрытие антропологических смыслов пестования и глубины фольклорных текстов, осознание себя носителями высокой культуры. Практический результат – возможность укладывания малыша без груди, замещая себя своим голосом. Важнейшим эмоциональным достижением является особые переживания единения с младенцем в звуке, радость пения и творчества. Практика совместного звучания, особая радость и оживление младенца в ответ на пение матери, новые полноценные отношения связанные не с обслуживанием и кормлением ребенка, а с особым духовным единением, новая форма «события» отмечаются всеми родителями как неоценимый опыт. Все родители замечают, что младенец начинает больше гулять, петь, играть с мамой в музыкальные игры. Дети становятся более эмоциональными и радостными.
Новая грань материнства, очевидные позитивные изменения в отношениях матери и младенца положительно повлияли и на супружеских отношениях.
Материнский фольклор как практика воспитания всей полноты телесно-духовных измерений человека позволяет современной матери перевести свое бытие с младенца из плоскости чувственно-телесных в плоскость ценностно-смысловых отношений.
Библиографический список
1. Кабакова Г. И. Отец и повитуха в родильной обрядности Полесья. – М., 2001 – 180 с.
2. Листова Т. А. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей Русский Север. Этнические истории и народная культура. – М., 2001. – 200 с.
3. Слободчиков В. И. Антропометрическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург, 2009. – 220 с.