МААМ-картинки

Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников

Елена Федорченко
Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

"Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников. "

Федорченко Елена Юрьевна, старший воспитатель детского сада "Дельфин" г. Нефтегорска

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Публикация «Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников» размещена в разделах

Хочется, рассказать, что наше дошкольное учреждение делает в данном направлении.

Детский сад «Дельфин» г. Нефтегорска более 4 лет уделяет особое внимание патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с историей и современностью Самаркой губернии.

В каждой возрастной группе работа идёт в трё х направлениях:

1. Знакомство с малой родиной.

2. Знакомство с традициями народов.

3. Знакомство с историей великого праздника День победы.

Обязательное условие реализации данных направлений, максимальное привлечение социальных партнёров.

Например, взаимодействия с Управлением культуры и молодёжной политики муниципального района Нефтегорский, а именно с районной Детской библиотекой :

Сотрудники библиотеки, приходят в дошкольное учреждение к дошкольникам старших групп и приносят детскую художественную литературу, детские журналы. При этом соблюдаются все правила посещения настоящей библиотеки. Библиотекарь приносит набор книг (отобранный самостоятельно из новинок библиотечного фонда или же, в соответствии с заказом воспитателя на определённую тематику). Все принесённые книги выставляются, и каждый ребёнок выбирает понравившуюся книжку, и также как и в библиотеке, все данные заносятся в его личный формуляр (который принёс сам библиотекарь). Для ребёнка и его семьи это очень удобно. Так как, есть возможность посетить библиотеку не зависимо от погодных условий, ребёнок в непринуждённой обстановке получает доступ в библиотеку, у него формируется умение активного пользователя библиотекой, а так же вместе с семьёй они могут в удобное для них время сходить в библиотеку и сдать или выбрать другую книгу.

Совместно с Детской библиотекой проводятся интересные мероприятия, организованные, как на территории ДОУ, так и в помещениях библиотеки.

Актуальным являются ежегодные тематические мероприятия, акция «Читаем детям о войне», мероприятия, посвящённые дню космонавтики, проведение Недели Детской и юношеской книги и одним из крупных проектов, это фестиваль о традициях и обычаях народов Самарской области «Разноцветные луга соседства».

Фестиваль о традициях и обычаях народов Самарской области «Разноцветные луга соседства», это мероприятие, проводимое в рамках празднования «Дня народов и национальных культур Самарского края». Молодой праздник, учреждённый Губернатором. Впервые проводился 12 сентября 2015 года.

Не смотря на то, что фестиваль имеет статус городского и в нём принимают участие все детские сады города, но подготовка, к нему в каждом детском саду идёт по особенному, в зависимости от того какую национальность будет представлять детский сад на заключительном мероприятии.

Основная концепция фестиваля «Жить в мире и согласии, уважать обычаи и традиции людей, говорящих на других языках, исповедующих другую религию».

Цели:

- Популяризация этнокультурного наследия народов Самарской области.

- Формирование культуры толерантности и воспитания детей на традициях взаимодействия разных национальных культур.

- Формирование положительной мотивации для развития активноси детей.

Задачи:

- Сохранение и возрождение народных традиций, чрез приобщение к истокам игрового фольклора.

- Утверждение идей патриотизма, многонационального, многоукладного колорита народов, проживающих на территории Самарской области.

- Способствовать формированию у детей толерантных отношений к представителям других этнокультур.

- Знакомство детей с краеведческой литературой.

Фестиваль проходит в два этапа: предварительный и основной.

Предварительный этап:

1. Проведение организационного собрания в Районной Детской библиотеке со старшими воспитателями дошкольных учреждений для обсуждения работы фестиваля и распределения национальностей, населяющих Самарскую область (февраль – март).

2. Проведение ознакомительных занятий с детьми по традициям и обычаям того народа, которого будет представлять детский сад.

3. Проведение фольклорных праздников.

4. Подготовка к заключительному мероприятию (создание фото презентации, написание сценария, оформления выставок, украшение зала, подборка музыкального сопровождения, изготовление пригласительных билетов для гостей).

Основной этап – заключительное мероприятие, которое проводится в доме культуры города. На данном мероприятии каждый детский сад демонстрирует свою работу:

1. Представляет традиции и обычаи выбранной народности.

2. Оформляет выставку представленного народа (предметы быта, куклы в народных костюмах и игрушки, музыкальные инструменты, книги и др.).

Каждое выступление оценивает жюри по пяти критериям:

- отражение идеи;

- информативность материала;

- глубина и яркость раскрытия темы;

- творческий подход и оригинальная форма выступления;

- самобытность в исполнении творческих работ.

В 2015 году ребята подготовительной группы под руководством воспитателя представляли на фестивале хлебосольный Русский народ. Силами детского сада, в зале была оформлена выставка русских народных предметов: музыкальных инструментов, игрушек и кухонной утвари. Представляли ребята Русскую народную игру «Карусели». При подготовке к этому мероприятию все участники (дети, родители, педагоги) вели поисково-исследовательскую работу; изучали народные традиции и игровой фольклор; знакомились с краеведческой литературой; с национальными жилищами, промыслами, одеждой.

В 2016 году, наш детский сад представлял национальность Мордва. Подготовительная работа велась уже совместно с народным мордовским коллективом «Эрзяночка» и мордовским национальным центром «Лисьмапря» м. р. Нефтегорский. На заключительном мероприятии ребята показали свой творческий номер – обряд из осеннего цикла народов мордва «Тарваз озкс» (моление серпа, в котором были и игра, и увлекательный танец. По решению жюри наши воспитанники стали абсолютными Победителями и награждены грамотой 1 степени.

На этом мы не останавливаемся, так как видим активность и заинтересованность детей и родителей. В 2017 году тема данного фестиваля «Сказки народов Самарской области». Где каждому коллективу участников необходимо будет инсценировать сказку или отрывок выбранной национальности, продолжительностью не более 10 минут.

Публикации по теме:

«Актуализация развивающего потенциала библиотеки группы детского сада». «Актуализация развивающего потенциала библиотеки группы детского сада». Тема проекта: День Победы Сроки проекта: Краткосрочный Возрастная.

Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста на краеведческом материале Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека.

Опыт социокультурного сотрудничества Существующий социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно.

Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека,.

Методические рекомендации для педагогов. «Семейная гостиная-эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи» Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин: 1. Тесная эмоциональная связь ребенка.

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании» «Формирование основ здорового питания у детей дошкольного возраста» Текст выступления для слушателей курса НИРО по программе «Разговор.

Семинар-практикум  «Современная форма сотрудничества детского сада и семьи» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ – СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. (Рекомендации по подготовке и проведению семинара – практикума.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС. Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ безопасности у дошкольников. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (РКЦ-ММЦ).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 00:01
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федорченко (УИ 311120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД