Людмила Буравцева
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством использования дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников. Поставлена задача рассмотреть эффект дидактических игр на формирования экологического воспитания. Раскрываются этапы подготовки и проведения игры. Рассматриваются основные виды дидактических игр, используемых в дошкольной педагогике. В завершении статьи подведен вывод, что дидактическая игра, одна из основных видов деятельности, направленная на повышение уровня развития экологического воспитания дошкольников.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является дидактические игры, так как в жизни детей дошкольного возраста они является ведущей деятельностью.
Многолетней практикой доказано, что дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания дошкольников о природе. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире, воспитывается познавательный интерес, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, интеллектуальных умений: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике :
Игры с предметами. В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. Все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
Настольно – печатные игры. Интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».
Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы
В подготовку к дидактической игре входит :
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
• определение удобного времени проведения дидактической игры и выбора места для игры;
• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
• подготовка к игре самого воспитателя;
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает : ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Через дидактические игры экологического содержания, дети становятся более дисциплинированными, лучше контролируют свои поступки, охотно принимают и увлеченно выполняют задания и поручения взрослого, стремятся соблюдать правила общения и поведения. В игре дошкольникам легче осуществить некоторый контроль над своим поведением в природе, не причиняя при этом ей вреда. У детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.