Папки-передвижки

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством использования дидактических игр»

Людмила Буравцева
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством использования дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников. Поставлена задача рассмотреть эффект дидактических игр на формирования экологического воспитания. Раскрываются этапы подготовки и проведения игры. Рассматриваются основные виды дидактических игр, используемых в дошкольной педагогике. В завершении статьи подведен вывод, что дидактическая игра, одна из основных видов деятельности, направленная на повышение уровня развития экологического воспитания дошкольников.

Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание дошкольников посредством использования дидактических игр“» размещена в разделах

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является дидактические игры, так как в жизни детей дошкольного возраста они является ведущей деятельностью.

Многолетней практикой доказано, что дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологическую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания дошкольников о природе. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. В процессе игр у детей формируются знания об окружающем мире, воспитывается познавательный интерес, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, интеллектуальных умений: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошкольной педагогике :

Игры с предметами. В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. Все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

Настольно – печатные игры. Интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы

В подготовку к дидактической игре входит :

• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

• определение удобного времени проведения дидактической игры и выбора места для игры;

• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

• подготовка к игре самого воспитателя;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает : ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Через дидактические игры экологического содержания, дети становятся более дисциплинированными, лучше контролируют свои поступки, охотно принимают и увлеченно выполняют задания и поручения взрослого, стремятся соблюдать правила общения и поведения. В игре дошкольникам легче осуществить некоторый контроль над своим поведением в природе, не причиняя при этом ей вреда. У детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством использования дидактических игр»
Опубликовано: 10 ноября 2024 в 14:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством использования дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Буравцева (УИ 61837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД