МААМ-картинки

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Догинова Наталья Александровна
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Актуальность.

Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Все мы - дети Природы. Каждый человек с малых лет должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. В последнее время наблюдается увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии, на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными, так природа реагирует на вторжение человека на её территорию.

Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача - формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе.

Дошкольное образование является первым звеном в формировании экологической культуры, именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в ознакомлении с природой - это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры. В процессе общения с природой дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Они осваивают правила поведения в природе, собирая ягоды, грибы, лекарственные растения, учатся быть хозяевами своего дома - планеты Земля. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Актуальность проблем, связанных с экологическим воспитанием бесспорна. Сберечь окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от нее. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения не только актуальна, но и своевременна.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира,

их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и

др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает

знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и

понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости

бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Е. И. Сергеенко П. Г. Саморуковой, Т. А. Серебряковой о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

Современные программы экологического воспитания дошкольников («Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Природа – наш дом» Н. А. Рыжовой решают вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих детей; нацелены на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

В соответствии с программами дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Программы предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Психологической методологией представленного опыта являются идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребенка.

Новизна опыта: инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.

Ведущая педагогическая идея: использование инновационных педагогических технологий в экологическом образовании.

Цель: формирование у детей основ экологической культуры, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Задачи:

*продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования различных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов;

*формировать умения получать сведенья о новом объекте в процессе его практического исследования, выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности;

*расширять представления детей о растительном и животном мире: различать деревья, кустарники, растения (комнатные, травянистые) по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть их; различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представление детей об их повадках, условиях жизни; различать и называть птиц, насекомых, рыб и земноводных;

*развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки;

*воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе, чувство ответственности, умение видеть последствия своих поступков.

Принципы организации работы по экологическому образованию: научность, доступность, гуманность, системность, преемственность, интеграция, сезонность.

Условия работы:

Для реализации поставленных задач составила план работы по экологическому образованию, подобрала методическую, природоведческую и детскую литературу о природе, разработала картотеку игр, опытов. Дополнила природный уголок комнатными растениями, обновила календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений; создала лабораторию юного исследователя, в которой имеется разнообразный природный материал и необходимое оборудование для проведения опытов.

В своей педагогической практике использую разнообразные формы работы: непрерывную образовательную деятельность (НОД, игровые обучающие ситуации, развлечения, театрализованные постановки, эксперименты, экскурсии.

Методы и приемы:

В работе по ознакомлению детей с природой использую наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, практические (игры, элементарные опыты и моделирование) и словесные (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы) методы в комплексе.

Технология опыта.

В своей деятельности по экологическому образованию я использую различные инновационные технологии и сочетаю их между собой.

Проектная деятельность. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

В младшей группе был реализован долгосрочный проект «Времена года» и «Особенный цветок». Цель проекта «Времена года»: формирование начальных представлений о временах года. В ходе проекта дети знакомились с характерными особенностями каждого из времен года, с трудом взрослых, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы.

В средней группе был реализован проект «Наши друзья – деревья», цель проекта - формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах; развитие познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста; воспитание бережного отношения к природе.

В работе над проектами использую опытно – исследовательскую технологию, которая способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты провожу на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. В ходе опыта учу детей высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям. Опыты с детьми организую подгруппами с различными объектами живой и неживой природы. В младшей группе проводили опыты по определению свойств воды, определяли «Где прячется воздух?» и другие. В средней группе проводили опыты: «Сравнение свойств льда и снега», «Влияние света на рост растений». Применение опытно-экспериментальной технологии является наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов, ознакомления детей с окружающим миром, развития наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира.

Следующая технология – использование экологических игр. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально,

усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Содержание сюжетно-ролевых игр должно носить экологический характер: «Путешествие в лес», «К бабушке и дедушке на грядку»,

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие). Они дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего города, страны, и всей планеты.

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт

речь (животное или птица). Примеры объявлений:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

Следующий метод - Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.

Кейс-иллюстация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи. Сначала следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное или отрицательное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение. После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие.

Фото – кейс. Этот метод очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни. Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Пример фото-кейса: воспитатель предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии. Дети замахнулись на козу. Они хотят ее обидеть. Каковы могут быть последствия данного поступка? Что не учли дети, замахиваясь на козу? Как найти выход из сложившейся проблемной ситуации? (дети предлагают различные решения, рассуждают, спорят, доказывают свою точку зрения). Один из вариантов решения проблемы – покормить козу, погладить ее. Другой из вариантов решения проблемы: подходить к козе только со взрослыми и только с лаской.

Таким образом, применение кейс – технологии оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на познавательное развитие. Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Воспитатель должен помочь детям рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у детей вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», ,«Исчезли все птицы на земле –это плохо или хорошо?» и так далее.

Деловая игра «Кто за кем?» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру

с растения, лягушки или комара (упрошенная пирамида питания).

Деловая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков?

Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет если не потушить костер в лесу?

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи. При использовании такого материала на электронных носителях дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Используются следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

1. звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;

2. экранные материалы – это слайды, т. е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

3. мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

4. медиазанятия с использованием интерактивной доски.

Мультимедийные экологические игры включаются как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки, пальчиковые игры

Широко применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Айболит осматривает комнатные растения».

Использую также диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах- "секретные" (дети "один на один" общаются с природой) или "открытые" (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву).

Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо

природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы

животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - цветок…», помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых «ум обогащать и душу волновать», и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения. : «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», и так далее.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

Все эти методы и приемы помогают мне развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

В процессе использования инновационных технологий были замечены такие изменения:

- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

-возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.

Представленный педагогический опыт работы может быть использован на практике педагогам дошкольных образовательных учреждений. Опыт представлен единой системой работы по внедрению инновационных технологий в экологическое воспитание детей. Предложенные методы можно применять в любой деятельности: во время непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельность педагога с детьми (игры, наблюдения, опыты и эксперименты, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с родителями.

«И всякий из нас, кто предполагает,

что может руководить другими,

должен постоянно и напряженно учиться».

А. В. Луначарский

Публикации по теме:

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возрастаЭкологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 марта 2021 в 09:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Догинова Наталья Александровна (УИ 1909973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД