Анна Сидорова
Опыт работы «Экологическое пространство в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - это ответственный период, когда закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностные ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.
Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их учётом.
Публикация «Опыт работы „Экологическое пространство в ДОО“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Я как воспитатель детского сада стремлюсь воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Особенно эффективно проходят экскурсии и походы в парковую зону, к реке. Там происходит живое знакомство с их обитателями (растениями, птицами, насекомыми).
Одной из форм обучения являются интегрированные занятия, используем игры. Дети любят играть. Они с удовольствием помногу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам.
Дидактическая игра - явление многоплановое. Это и метод обучения и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности, поэтому мы широко используем дидактические игры и в экологическом воспитании детей.
Экологические знания дети детского сада получают не только на специально отведенных занятиях и в играх, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг на экологическую тему, работы на огороде, проведении опытов в экологической лаборатории, на занятиях по изодеятельности.
В нашей группе имеется уголок природы, где на протяжении всего учебного года дети могут проводить ежедневный уход за его обитателями.
В детском саду имеется экологический центр. В эту комнату природы дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, получать знания.
«Экологические пространства» у нас созданы не только внутри детского сада, но и на территории. Есть большой огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом, так же есть уголок леса, фруктовый сад, цветники.
При благоустройстве территории участка детского сада нашему коллективу пришлось приложить немало усилий. Принимали участие и дети, и их родители в том, чтобы озеленение участка было разнообразно и красиво.
Сейчас высокие деревья и кустарники создают зеленый щит, защищают внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра.
На протяжении учебного года мы проводим следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь - ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за насекомыми (в весенне-летний период).
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это и луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; и ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
В детском саду создана необходимая для проведения исследований развивающая среда - экологическая лаборатория, оснащенная специальным оборудованием, разнообразными материалами. Ребенок в присутствии педагога может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем; эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные.
Кратковременные опыты, например, ставятся при изучении темы «Волшебница-вода» (какой бывает вода) : «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «В воде одни вещества растворяются, другие нет» и т. д.
При изучении темы «Воздух-невидимка» - это опыты «Как поймать воздух», «Воздух легче воды», «Знакомство с ветром», «Буря в стакане», «Прыгающая монетка», «В воде есть воздух» и т. д.
Долговременные - это опыты, требующие более длительного времени для проведения, например: опыты, показывающие круговорот воды в природе, испарение воды; эксперименты по теме «Вода в жизни растений», доказывающие важность роли воды в развитии и прорастании растений и т. д.
Если проанализировать проводимую в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребенку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Поэтому мы пропагандируем экологическую культуру, знания среди родителей наших воспитанников, например, в помощь родителям оформлены папки на каждое время года, где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводится она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.