Марина Ушакова
Опыт работы воспитателя «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать эклогическое сознание маленькой личности.
Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Экологическое воспитание является важным направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П. Г. Саморуковой, С. А. Веретенниковой, Н. Н. Поддьякова, В. Г. Фокиной, Е. И. Казаковой, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, Н. А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
Влияние природы каждый человек испытывает на себе. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные "хорошо-плохо", добро-зло", " красиво-некрасиво". Поэтому в экологическом воспитании большое внимание необходимо уделять эстетическому и нравственному аспекту.
Работая с детьми подготовительной группы, я научила их понимать и объяснять особенности растительного мира: леса, луга, река. Они знают, что особенностью растительного леса является многоярустность: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.
Так как почва у реки насыщена водой, поэтому здесь растут влаголюбивые растения, а на лугу растут травянистые растения, которые любят свет и солнце.
Для воспитания бережного отношения к растительному миру я привлекаю детей к труду в уголке природы и на участке детского сада. Детям всегда интересно и дорого то, что они сами вырастили.
Читаю детям произведения Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Пришвина и др., прививая заботу о сохранении растительного мира.
Дети моей группы знают редкие охраняемые растения, которые занесены в "красную книгу" – пион тонколистный, ландыш майский, подснежник и др.
В группе я организовала детскую выставку, на которой в рисунках были представлены редкие виды растений нашего края "подснежник кавказский, пион тонколистный".
Провожу экспериментальные исследования, которые позволяют детям более близко ознакомится с миром растений.
Эксперимент организую так, чтобы он был связан с игрой, так как основной вид деятельности дошкольника – игра. При помощи экспериментальных опытов дети узнали о роли воды в жизни растений, тепла и света для нормальной жизнедеятельности растений.
Задачу могу выдвинуть я, но могут выдвинуть и сами дети, но обязательно задача должна быть ясной и четко сформулированной. Затем начинается поиск: анализ, соотношение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают предположения о причинах явления, выбирают способ решения, условия и организацию опыта. Обсуждением условий опыта руковожу я. Планирую как длительные сравнительные опыты, так и кратковременные наблюдения. Поскольку в длительном сравнении наблюдений результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках, схемах. Например: скорость роста растения из проросшего семени и не проросшего или посадка семян на разную глубину /2см. и 6см. /.
Во время длительных экспериментов дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше, и фиксируют в дневнике наблюдений или приклеивают к общему листу в порядке, соответствующем последовательности развития событий. Такой прием заставляет детей более внимательно присматриваться к отдельным деталям и запечатлеть в памяти внешний вид приростков на разных стадиях развития.
В ходе опытов длительного характера поддерживаю интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаю их к созданию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом является формирование полученных результатов. Побуждаю детей самостоятельно делать выводы. Если же задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждения результатов опыта провожу сразу : анализируем с детьми условия протекания опыта, делаем вывод.
В организации опытов важно всегда помнить, что нельзя доводить объект до гибели и нарушать его жизненно важные функции.
Учу детей таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший уход рост. Только на примере положительных результатов труда детей, можно воспитать устойчивый интерес и бережное отношение к растениям.
Формы и методы моей работы - это наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, игры (дидактические, настольно-печатные, инсценировки, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей, труд, художественное творчество).
Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Поэтому планируя какой-либо проект, подбираю игры экологического содержания, продумываю цель и задачи, определяю место и роль игры, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
В первую очередь использую игры, с помощью которых формируются умения выделять существенные признаки предметов: «Отгадай-ка», «Что предмет расскажет о себе?». Применяю игры, которые учат детей сравнивать, сопоставлять, делать правильное умозаключение; «Похож - не похож», «Что лишнее?», «Что изменилось?». Включаю игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови одним словом», и др. Применяю игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Летает - не летает», «Несуществующее животное (растение)» и др.
Для того чтобы научить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, использую серию игр-преобразований, к которой относятся и «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно - нельзя».
Игры постепенно усложняются от группы к группе.
Активно использую в своей работе игровые обучающие ситуации.
В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия. В игровых обучающих ситуациях с детьми младшего и среднего возраста использую кукольные персонажи: Дюймовочку, Буратино, Айболита, Лесовичка. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность детей.
Так же использую экотренинги. Понять муравья или бабочку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого детям предлагаю игры-имитации.
Придаю большое значение общению с детьми в повседневной жизни. Продуманная организация тематических бесед развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.
Понимание многообразия живой природы, удовлетворение детской любознательности, вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира позволяет метод составления коллекции.
Для того чтобы организовать поисково - исследовательскую деятельность дошкольников в природе (проекты «Волшебница вода», «Воздух - невидимка» и др., я использую мини- лабораторию, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязями живой и неживой природы. Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы, свои впечатления дети заносят в: дневники наблюдения (младшие и старшие дошкольники, блокноты (старшие дошкольники); отмечают изменения в календаре «Природы». В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за деревьями, дети могут связать распускание листьев с приходом весны. На участке дети знакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, приобщаются к труду на земле, применяют свои знания на практике. На участках ДОУ высажены различные породы деревьев (тополь, ель, сосна) и кустарников (рябина, калина, сирень, ежегодно высаживаются новые молодые растения, оборудован цветник.
Весной мы с детьми высаживаем на клумбы рассаду цветов, и в течении лета ухаживаем за ними, проводим наблюдение.
Кроме этого дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных в естественных условиях. Для этой цели я организую экскурсии в парк. Дети знакомятся с растениями, которые раньше видели только на картинке, вспоминают и выполняют правила поведения в природе.
В решении этих задач мне помогают игры, которые проводятся на экскурсии («Детки с ветки», «К названному дереву беги» и др.).
Дети замечают и реагируют на плохие поступки людей в природе (мусор в местах отдыха, выражают желание навести порядок. Наблюдения дополняю художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все отражается и закрепляется в рисовании, лепке, аппликации.
Провожу с детьми экологические развлечения : «Праздник цветов», «Птицы - наши друзья», «День земли» и т. д. Эти развлечения направлены на обогащение знаний о при-роде, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Участвуя в конкурсах, мои воспитанники не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.
Использую экологические сказки «О том, как береза и ива остались верны родному дому», «Как медведь пень потерял», «О человеке и золотой рыбке», «Травинка-путешественница», «Жила была река» и др. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Задачи воспитателя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой (оставляет мусор в местах отдыха, обижают бездомных животных). Поэтому я уделяю большое внимание совместной работе с родителями, это позволяет объединить деятельность по формированию у ребенка осознанного отношения к природе.
К организации поисковой и творческой деятельности детей я подключаю родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта я предлагаю детям задания (приготовить рассказ, сказку, альбом с рисунками, плакат в защиту животных, гербарий, фотографии и т. д.). Ребята вместе с родителями выбирают задание. Прежде чем раздать задания, я их тщательно их продумываю. Важно, чтобы они выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости я могу предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Родители активно принимают участие в организации фото-выставок, конкурсах на лучший макет или поделку, различных акциях, в озеленении территории. В работе с родителями в рамках различных проектов использую такие формы работы, как: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, выставки, викторины, открытые столы, фотовыставки, акции «Мы - за чистый город», «Каждой пичужке – по кормушке.» и др. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. В результате работы с родителями обогатился воспитательный опыт родителей, они становятся активными участниками воспитательного и образовательного процесса.