Лучший педагог года

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования»

Елена Ильенко
Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка является могучим и ничем

не заменимым средством в

формировании духовного мира ребёнка.

Д. Кабалевский.

Сегодня мы особенно остро понимаем, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Поэтому уже с дошкольного возраста мы формируем и воспитываем любовь к семье, городу, своей малой Родине – Кубани, уважительное отношение к защитникам Отечества, культурному достоянию своего народа, приобщаем к родному слову. Этому способствует музыка.

Публикация «Опыт работы „Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования“» размещена в разделах

Знакомя детей с богатой устной народной традицией, песенным творчеством, танцами, мудрыми пословицами, поговорками, хитрыми загадками, народными промыслами, интересными обрядами, стремлюсь формировать их музыкальный вкус.

В этом мне помогает подобранный музыкальный материал. В нашей фонотеке - песни Антонова, Ротару, групп «Любе», «Золотое кольцо», песни Кубанского казачьего хора и периода Великой Отечественной войны. Фонотека постоянно пополняется современным репертуаром: авторов Н. Поляковой, И. Русских. Недавно на семинаре, проводимом композитором и поэтом И. Русских, мы приобрели сборники его песен с приложением. Песню «Масленица» сразу же включили в сценарий праздника. Дети с интересом восприняли новую песню и с радостью откликались на её характер и темперамент.

В педагогическом процессе праздники занимают определённое место. В детском саду очень популярны осенние праздники, основанные на кубанской народной музыке. Мною разработаны сценарии «На Кубани листопад», «Осень – чудная пора», «Казачата отдыхают». Репертуар самый разнообразный : песни лирические, обрядовые, игровые, шуточные, военные походные, воспевающие красоту кубанской природы, богатый урожай, кубанскую удаль, традиции, подвиги. В содержание праздников и занятий включается так же хороводные игры, художественное слово, кубанские народные танцы.

Праздничные мероприятия дополняем трудовой деятельностью, сбором урожая, выращенного на детских огородах. Устраиваем выставки и ярмарки природных даров и поделок из них: «Природные дары - для поделок и игры», «Чудо с грядки», «Рекорды природы».

Огромное значение придаём оформлению зала предметами кубанского народного быта, природы, характерными для нашего края. Так, на центральной стене размещаем декорации кубанской хаты, ветряной мельницы, имитируем изгородь, за которой цветёт подсолнух, формируем композицию из овощей и фруктов. Детей и взрослых одеваем в кубанские национальные костюмы.

В станицах и городах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто они связаны с временами года, сельскохозяйственным трудом, со сбором урожая, православными праздниками. Обряды передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни нашего народа, его духовность, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле – кормилице, почитание отцов и дедов. Более распространены на Кубани колядки, щедровки, масленица, пасха, яблочный и медовый Спас.

Эти праздники проводим в детском саду, в соответствии с календарём.

При проведении зимних праздников на участке ДОУ лепим из снега крепости, валы, разукрашиваем гуашью сказочные персонажи, фигуры людей, устраиваем катание на санках.

На масленицу изготавливаем из соломы ряженую куклу. В сценарий включаю знакомые детям шутки, скороговорки, весенние заклички, инсценированные потешки, шуточные и плясовые песни. Веселье поддерживается игрой детского шумового оркестра на трещётках, бубенцах, калатушках, колокольчиках, коробочках, свистульках, деревянных ложках.

Организуя работу по данному направлению нельзя не задействовать в ней родителей. Так, стало традицией проводить детско-родительские праздники.

Одним из ярких примеров организации такого праздника может служить «Всемирный День Семьи, Любви и Верности», который мы отмечаем 8 июля.

Особый эмоциональный тон празднику задают слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». А так же история Бабушки – Рассказушки о происхождении праздника.

Сценарий насыщен совместными мероприятиями, в которых участвуют воспитанники, родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Таким образом, осуществляется не демонстрация успехов детей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей, и у родителей уже потому, что они вместе поют, танцуют, играют.

На память семьям вручаем буклеты, подарки. Утренник завершился чаепитием, все обменивались впечатлениями.

Люблю Праздник Победы. Как важно донести до детей, к счастью, не познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость их дедов.

В этот день у нас в гостях ветераны войны, к сожалению их становиться всё меньше, и поэтому для тех кто не смог посетить наш праздник организуем концерт у них дома. Наш детский сад расположен рядом с парком Победы. Мы возлагаем цветы к обелискам павших героев и вечному огню, читаем стихи и под звуки «Лунной сонаты» Бетховена наступает минута молчания. Как важны эти священные минуты для ребёнка, когда так ясно ощущается связь поколений, связь прошлого и будущего.

Высокое чувство любви к Родине, преклонение перед теми, кто отдал за неё жизнь, - эти чувства помогает пробудить торжественная, проникновенная музыка Бетховена.

Одно дело слушать музыку в грамзаписи и совсем другое – познакомиться с ней наяву. Такие встречи стараюсь сделать традицией. Желанными гостями бывают у нас участники детского фольклорного ансамбля «Русский сувенир» под управлением А. М. Балаклеец. И снова звучат песни кубанских казаков, задорные частушки. Эти встречи для наших детей – праздники. Ребята аплодируют, дарят цветы, легко высказываются по теме и характеру песни.

Весьма важным аспектом является подготовка воспитателей к проведению народных праздников, занятий, которая включает подбор методической литературы и материалов для их проведения. Для этого в «Музыкальном уголке» организовала рубрику «Звени и пой, моя Кубань!». Её содержанием является песенный репертуар, художественное слово, народные хороводные и подвижные игры.

В соответствии с годовым планом провожу консультации по вопросам музыкально - эстетического образования дошкольников, а так же уделяю внимание индивидуальной работе по обучению педагогов элементам танца, исполнению песен. Оказываю помощь педагогам в организации и проведении тематических занятий, насыщая занятие музыкальным материалом, художественными образами. Так, при проведении цикла интегрированных занятий, по ознакомлению с малой Родиной брала на себя роль казачки, подбирала обрядовые и колыбельные песни, игры.

Таким образом, в процессе приобщения детей к традициям народной музыкальной культуры в детском коллективе создана обстановка раскованности, творческого подъёма. В самостоятельной деятельности дети с удовольствием импровизируют, участвуют в концертах и фестивалях. Интеллект ребёнка заметно насыщен первоначальными представлениями об истории и культуре малой Родины. Детская творческая продукция стала более содержательной. Всё это закладывает основы гражданского воспитания, формирует патриотизм и нравственную культуру.

Примерный план проведения праздников и развлечений

по народной тематике.

Разработала

Музыкальный руководитель

МДОУ № 8 «Золотая рыбка»

Ильенко Елена Валентиновна

Дата Праздник Репертуар

сентябрь «На дворе у бабушки»

(для среднего возраста) Песня «Поезд» муз. Кабалевского

Песня «Осень наступила» муз. Насауленко

Песня «Огородная – хороводная» муз. Можжевеловой

«Танец с осенними листьями» муз. Нуждиной

Песня «Дождик» муз. Парцхаладзе

Игра «На бабушкином дворе» р. н. м.

октябрь «Осень – чудная пора»

(для старшего дошкольного возраста) Песня – вход «Ой, сад во дворе» р. н. м.

Песня «Кубанские казаки» н. м.

Песня «Осень золотая» муз. Старченко

Песня «Казачата» муз. Поляковой

Песня «У Кубани, у реки» н. м.

Хоровод «Подсолнушки» р. н. м.

«Танец с листочками» муз. Гречанинова

Танец «Кубанский перепляс» «Гай-гай»

Игра с платком

Игра «Подсолнухи»

ноябрь «День матери» (младший и средний дошкольного возраст) «Танец с платочками» р. н. м.

Песня «Хоровод в лесу» муз. Старченко

Песня – танец «Вот, какие листики» муз. Насауленко

Песня «Осень наступила» муз. Насауленко

Песня – танец «Весёлые матрёшки» муз. Слонова

Полька «Приседай» обр. Роомере

февраль «Вырасту, когда-то смелым я как папа»

(для среднего и старшего дошкольного возраста) «Упражнение с флажками» песня «Бескозырка» исп. Газманова

Песня – танец «Мы – солдаты» муз. Арсеева

Песня «Самолёты» муз. Кишко

Игра «Лётчики на аэродром» муз. Раухвергера.

Песня «Если хочешь быть военным» р. н. м.

Песня «Солдатушки – бравы ребятушки» р. н. м.

март «Широкая масленица»

(для среднего и старшего дошкольного возраста)

«Солнышко и мама!»

(для младшего дошкольного возраста) Хоровод «Зимушка – Зима» р. н. м.

Хоровод «Масленица» муз. Русских

Хоровод «Весенняя капель» муз. Морозовой

Хоровод «Блины» р. н. м.

Игра «Ручеёк»

Игра «Блины»

Игра с канатом

Игра «Совушки»

Игра в снежки

Песня «Весенний хоровод» муз. Титовой

Песня «Пирожки» муз. Филиппенко

Песня «Собачка» муз. Раухвергера

Песня «Серенькая кошечка» муз. Витлиной

«Танец с платочками» р. н. м.

Танец – игра «Я рисую солнышко» муз. Вихарёвой

Танец «Гопачок» муз. Филиппенко

Полька «Приседай» обр. Роомере

май «Этот День Победы»

(для старшего дошкольного возраста) Песня «Праздник День Победы» муз. Роот

Песня «С дедом на парад» муз. Олифировой

Песня «Катюша»

Песня «Синий платочек»

Песня «Самолёты» муз. Кишко

Песня «Победный марш» муз. Никоновой

«Упражнение с цветами, голубями, шарами» муз. Тома

Упражнение с флажками» муз. Туликова

июнь День защиты детей. «Весёлая ярмарка»

(для среднего и старшего дошкольного возраста) Песня «Разноцветный хоровод» муз. Попова

Песня «Добрая, милая мама»

Песня «Что зовём мы родиной муз. Бокач

Хоровод «Моя Кубань»

Танец «Розовое море» исп. Т. Овсиенко

Танец со шляпками

Танец «Топни ножка моя»

июль «Всемирный День Семьи, Любви и Верности»

(для старшего дошкольного возраста) Песня «Моя семья» муз. Макаровой

Песня – танец «Моя Кубань»

Песня «Ах, как летом хорошо» муз Гусевой

Песня «Какого цвета лето?» муз. Боковой

Песня «Родительский дом» муз. Шаинского

Песня «Ах, как хорошо в садике живётся» муз. Насауленко

Танец «Вальс цветов» муз. Чайковского

Игра «Нарисуй ромашку»

Танцевальная композиция «Маленькая страна» муз. Николаева

август «Спас – яблочко припас»

(для среднего и старшего дошкольного возраста) Песня «Разноцветный хоровод» муз. Попова

Разучивание пословиц и примет

Песня «Мы – матрёшки» муз. Насауленко

«Песня Яблони» муз. Соколовой

Игра «Хвалённое яблоко»

Конкурс «Отгадай загадку»

Конкурс «Чьё яблоко дальше докатиться»

Игра «Горячее яблоко»

Кубанские игры.

Брыль (соломенная шляпа).

В центре лежит обруч диаметром 60 см. Дети садятся за кругом. По команде «Солнце!» все закрывают глаза. Ведущий идёт за спинами детей и любому одевает на голову брыль. По команде «Тень!» все открывают глаза и стараются удержать участника с брылем на голове. Тот старается забежать в круг.

Утки.

Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит её. Играющие при этом поют: «Утка киря, по полю лета,

Поспевай селезень за ней.

Скорий, скорий,

Бо мале дитя пищать,

Исти хотять».

Утку свободно пропускают, а селезня стараются задержать.

Звонок.

Составляется круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих – один со звонком, друг со жгутом. Последнему завязывают глаза и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

Мышка.

Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, по середине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободиться, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если же мышка займёт чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.

Петушок.

Ведущий удаляет одного из игроков из круга, среди оставшихся назначает «петушка», который после слов ведущего должен прокукарекать. А игрок вне круга должен определить по голосу кто был «петушком».

«Утром кто чертей гоняет?

Песни звонкие спивает?

Спать мешает казаку

И кричит… (ку-ка-ре-ку)».

Прыганье через шапку.

Все играющие, кроме одного, стоящего в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперёд и назад). Стоящий должен поймать шапку или вырвать её из руки, если у него не получается он садится в круг, а его заменяет другой играющий. У кого была отнята шапка или к кому не долетела при броске, становится «болваном», садится в центре круга, кладёт шапку верхом вниз, остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот меняет сидящего, игра повторяется заново.

Перетягивание.

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми по одному выстраиваются две команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идёт навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника, за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выиграл. Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

Кауны.

На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», на расстоянии 2-3 шагов от неё обозначается круг «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети, сторож засыпает, дети направляются к бахче со словами:

Крадём, крадём кауны,

Деда не боимся.

Дед нас палкой – мы его каталкой.

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного отводит в сторону шалаша.

Стадо.

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец – два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Трава мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле!»

Пастух выгоняет стадо, овцы ходят, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

Достань платок.

Играющие казачата ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или с окончанием музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.

Казачья.

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» - командир с красным флажком. Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперёд, правая поднята вверх. По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладёт флажок и становится в общий круг. Все маршируют на месте, затем поворачиваются и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берёт дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё, играющие продолжают маршировать по кругу и останавливаются с окончанием музыки. Двое мальчиков, около которых стоит командир, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший ребёнок становится командиром.

Подсолнухи.

Игроки стоят в несколько рядов. Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок построения подсолнухов. По команде ведущего, выбранного «солнышком», земледелец» уходит (или отворачивается и закрывает глаза). «Солнышко» меняет местами одну пару подсолнухов. «Земледелец» поворачивается, а «солнышко» под музыку ходит по кругу, куда переходит, туда поворачиваются подсолнухи лицом.

Тополёк.

В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки – «пушинки, 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами (или врассыпную) «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

«На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»

После этих слов налетают «ветры» и ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле «тополя».

Золотые ворота.

Играющие дети берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих пар. При этом все говорят:

«В золотые ворота проходите господа:

В первый раз – прощается,

Второй – запрещается,

А в третий раз не пропустим вас!»

Пара, руки которых разбил водящий, бежит в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встаёт в пару с водящим в круг.

Сценарий праздника

«На дворе у бабушки»

Подготовила

Музыкальный руководитель

МДОУ № 8 «Золотая рыбка»

Ильенко Елена Валентиновна

Действующие лица: Ведущая, Бабушка -взрослые.

Материал: письмо, пара листочков по количеству детей и взрослых, руль и кепка для шофёра, шапочки овощей (капуста, морковка, лучок).

В группе, перед праздником, дети получают письмо из деревни от бабушки:

«Дорогие дети! Пишет вам бабушка Маша. Приезжайте ко мне в гости, Я живу в деревне. Осенью у нас так красиво! Я вас познакомлю со своей кошкой Муркой. Жду вас. До встречи!

Бабушка Маша».

Ведущая: Ребята, давайте поедем к бабушке в деревню, навестим её? Тогда садимся все в поезд и поехали.

Песня «Поезд» музыка Кабалевского.

Ведущая: Осень красивое время года! Все деревья в саду и во дворе и в лесу стоят с разноцветными листьями, как будто принарядились к празднику.

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Полюбуйтесь – маскарад!

Лес меняет свой наряд.

Снял зелёный, а взамен

Красный сарафан надел.

Песня «Осень наступила» музыка Насауленко.

Из домика выходит Бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, гости мои, наконец-то приехали, мои дорогие внучата! Как я рада!

Ведущая: Бабушка, наши ребята получили письмо из деревни, а в нём вы приглашали всех нас в гости. Вот мы и прибыли.

Бабушка: Молодцы, ребятки, что приехали! У меня очень много есть интересного.

Игра «На бабушкином дворе» (под музыку р. н. песни «Я рассею своё горе»)

Лады-лады-ладушки, Дети идут по кругу

Приехали мы к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке - забавушке.

Приехали ребятушки,

Милые внучатушки.

У меня есть петушок, «машут крыльями», высоко поднимают

Ярко – красный гребешок. колени.

Красная бородка,

Важная походка.

Есть козлёнок озорной, дети подпрыгивают на двух ногах

Вот затряс он бородой. прижимают к голове указательные пальцы

Головой качает,

Рожками пугает.

Кошка Мурка хороша, мягкий пружинящий шаг

Ходит мягко, не спеша.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается. «кошка умывается»

Цок, цок, цок, цок,

Вот лошадка – серый бок. Натягивают уздечку, вытягивают руки

Начала она скакать, вперёд с пружинкой

Приглашает поиграть.

Лады-лады-ладушки, хлопают в ладоши

Вот сколько всех у бабушки.

Ведущая: Вот, ребятки, сколько у бабушки животных. Бабушка, а что растёт у тебя в огороде?

Бабушка: Чего только в огороде у меня не растёт.

Я загадки загадаю, а вы их отгадайте.

Загадки (овощи, фрукты).

Песня «Огородная – хороводная» музыка Можжевеловой.

Бабушка: Выходите, дети,

В садик погулять.

Золотые листики

Будем собирать.

Дети берут листики.

«Танец с осенними листочками» музыка Нуждиной.

Бабушка: Вот так молодцы, ребятки! Порадовали меня своей песенкой.

Ведущая: Посиди, бабушка, и отдохни,

А дети прочитают тебе стихи.

Стихи:

На ветру дрожит листок,

Он со всех сторон промок.

Он продрог и пожелтел,

Ветер дунул – полетел.

В пляске ветра закружился,

В лужу тихо приземлился.

Изо всех стараясь сил,

Он корабликом поплыл.

Листики – листочки с веточек летят.

Закружились листики – это листопад.

Листики – листочки в руки мы возьмём.

Танцевать в кружочек с ними мы пойдём.

Листопад, листопад, замело дорожки.

Опустел осенний сад, загрустил немножко.

Дождик поливает мокрые дорожки.

Бегают по лужам маленькие ножки.

Мы раскроем зонтик, дождик нам не страшен,

Весело смеёмся и по лужам скачем.

4. Если дождик льёт опять,

Зонтик нам необходим.

Без него во двор гулять

Лучше ты не выходи.

Но не только если дождик

На дворе, и летний зной

Он тебя укроет тоже,

Лишь возьми его с собой

Песня «Кап-кап».

Бабушка: Хорошо мне было с вами.

Но пора уже делами

Мне заняться и идти,

Просят звери: «Нас корми!»

Слышится гудок паровоза.

Бабушка: Что-то волнуется паровоз. Наверное, вам пора в садик. На прощание хочу угостить вас вкусными яблочками.

Песня «Поезд» музыка Кабалевского.

Дети под песню выходят из зала.

Публикации по теме:

Проект «Моя Россия» Проект «Моя Россия» Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования»
Опубликовано: 28 мая 2013 в 17:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ильенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД