Елена Лапшаева
Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников через разнообразные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Описание педагогического опыта
I. Введение
1. Тема опыта «Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников через разнообразные виды деятельности».
2. Сведения об авторе: Лапшаева Елена Ивановна
3. Актуальность
Публикация «Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников через разнообразные виды деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Современный мир это эпоха экономических и социокультурных изменений. И очень часто материальные ценности стоят выше над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии и великодушии, доброте и справедливости, гражданственности и патриотизме. Детство современных детей очень отличается от детства их родителей и тем более от детства их бабушек и дедушек. Современные дети часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю, мало знают об особенностях народных традиций, истории своего города, страны. Часто встречается эмоциональная, волевая и духовная незрелость молодых людей.
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения стала очень актуальной.
В содержании ФГОС ДО отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Как же вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, созерцать и ценить красоту окружающего мира, природу родного края; гражданина, знающего историю и культуру своей страны?
Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут, поэтому в своей работе я стараюсь использовать наиболее интересные и результативные формы работы, связываю воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка, духовно-нравственное и патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности.
4. Основная педагогическая идея моего опыта - формирование духовно- нравственных и патриотических чувств детей дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности.
5. Теоретическая база опыта.
Дошкольное детство- важный период для становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Его чувства - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства чувства чаще становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Дошкольник постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребёнком. Эталоны выступают в качестве взаимосвязи добра и зла. Нравственное развитие зависит от того, насколько развита у ребенка способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст - возраст формирования основ личности. Для того чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своём маленьком деле, видеть красоту вокруг себя. Базой духовно-нравственного и патриотического воспитания является нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. В процессе разносторонней деятельности зарождается основа гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств.
Прежде чем приступить к работе в этом направлении, я познакомилась с трудами многих отечественных педагогов.
В своей деятельности по формированию духовно-нравственных и патриотических чувств опиралась на пособие Зеленовой Н. Г., Осиповой Л. Е. "Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. "; Алёшина Н. В Ознакомление с окружающим. ; Алешина Н. В. Патриотическое воспитание. ; Вострухина Т. Н. Знакомим с окружающим миром. ; Мулько. Социально-нравственное воспитание. ; Поляков Т. В. Знакомим с малой родиной, и др. .
6. Новизна опыта.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста, в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе духовно- нравственного и патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.
II. Технология опыта
Изучив методическую литературу и опыт работы других педагогов, я поставила цель: воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан, патриотов своей Родины.
Перед собой я поставила следующие задачи, которые помогут развить творческие способности у дошкольников :
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
• обеспечение необходимых материально-технических условий: наличие пособий, художественной литературы для детей, создание развивающей среды в группе, организация целевых прогулок, экскурсий;
• формирование чувства привязанности к своей семье, близким, к своему дому, детскому саду, друзьям;
• формирование у детей чувства любви к родному городу, родному краю на основе приобщения к природе, культуре, традициям малой родины;
• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово;
• воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
В своей работе я основываюсь на следующие принципы:
• принцип личностно-ориентированного общения;
• принцип тематического планирования материала;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип занимательности;
• принцип деятельности;
• принцип интеграции содержания образования;
• принцип патриотической направленности;
• принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
• принцип сотрудничества детского сада и семьи.
Все поставленные задачи реализую в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.
В группе оформляю уголки патриотического воспитания, где имеются государственная символика России и Республики Мордовия, методическая литература по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества.
Работу провожу по темам: «Я и моя семья», «Детский сад», «Родной город, родная страна», «Природа родного края». Каждую тему я стараюсь раскрывать, используя следующие формы: различные игры, просмотры и обсуждение фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, наблюдение, праздники, досуги, театрализованные представления, проекты, экскурсии, конкурсы и др.
Тема: "Я и моя семья"
- Мир ребенка начинается с его семьи. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям –к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
И здесь, я со своими воспитанниками провожу беседы и составляю рассказы о своей семье, семейных историях, традициях. Например: «Моя семья: папа, мама, бабушка, дедушка и я», «Как я помогаю дома», «Что такое семья», «Мама, папа, я — дружная семья», «Отдыхаем всей семьей», «Мой лучший друг - мама», «Профессия моей мамы», «Мои родственники», «Как в нашей семье заботятся о здоровье», «Моя родословная», «Традиции вашей семьи» и др.
Рассматриваем с детьми альбомы, картинки о семье, иллюстрации о труде своих близких дома и на работе и др. Готовим презентации о семье, читаем художественную литературу: Я. Аким «Моя родня», А. Барто «Перед сном», С. Махотин «Воскресенье», Р. Рождественский «Моя бабушка». Играем с детьми в сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождение у мамы», «У мамы в магазине» и др. Очень любят дети заниматься продуктивной деятельностью. Мы рисуем, лепим, готовим аппликации на разные темы. Ежегодно проводим развлечение: «День семьи любви и верности»
Следующая тема "Детский сад" - Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. Для детей знакомство с Родиной начинается со знакомства с детским садом, его историей. Через игры, экскурсии, прогулки, занятия учу детей ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.
С детьми провела беседы: «Детский сад – второй дом», «Наш детский сад- большая семья», «Этикет в детском саду», «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо». «Наш детский сад», «Любимые занятия в детском саду». Используем и сюжетно ролевые игры: «Детский сад», «У нас обед», «Я воспитатель». Очень нравится детям путешествовать по детскому саду, где знакомятся с профессиями повара, прачки, медсестры и др.
По теме "Родной город, родная страна" - дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Чтобы глубже понять историю своего края, мы проводим экскурсии по родному городу, виртуальные экскурсии по РМ.
Экскурсии по родному городу позволяют детям расширять знания о нем. Дети имеют представления о том, что в городе есть библиотека, дом культуры, магазины, школа, улицы, которые надо переходить правильно.
Здесь я большое внимание уделяем родной культуре. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского и мордовского народа. В этом блоке я знакомлю детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию духовно-нравственных и патриотических чувств : В нашем детском саду стало традицией проводить: тематический досуг ко Дню матери, День защитников Отечества, Масленица, День Российского флага, День Победы, День защиты детей, различные конкурсы, викторины, соревнования.
Каждый год с особой тщательностью готовимся к 9-му Мая. Рассказываю детям о том, когда и почему началась война и как нелегко досталась нашей стране эта Великая Победа. Посредством танцев, песен, театрализованных постановок ребята попадают в атмосферу военных лет.
Участвуем в акциях «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Бессмертный полк».
Проводим конкурсы рисунков и поделок «День Победы». И завершающим событием праздничных мероприятий является, ставшее уже традицией, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Провожу с детьми «Урок мужества», «Разговоры о важном» - это мероприятие, направленное на повышение духа патриотизма среди подрастающего поколения. Такие уроки уже стали традиционными в нашем детском саду. Они позволяют нам прикоснуться к славному героическому наследию наших предков, помогают воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
«Уроки мужества» неоднократно проводила совместно с краеведческим музеем, музеем военно-морского флота и библиотекой.
"Родная природа". Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе. Каждый год я со своими детьми участвую в фестивале «Эколята- молодые защитники природы».
Большой популярностью пользуется республиканский конкурс «Птичий дом», «Пернатый квартал», в котором ежегодно участвуют наши дети.
III. Результативность опыта
Работая над темой, мной была изучена методическая литература по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. В группе постаралась создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей каждого ребенка; обеспечить разнообразие детской деятельности : игры, общения со взрослыми и сверстниками, предметной, изобразительной, музыкальной; постаралась создать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятную среду для его позитивного развития. Подобрала литературу для детей по данному направлению, совместно с детьми и родителями оформили наглядный материал.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. Участие во Всероссийской олимпиаде «Эколята-молодые защитники природы», где мои воспитанники стали победителями и призерами, во Всероссийской акции «Нарисуй защитника Отечества», во Всероссийском конкурсе творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «Вместе ярче» в номинации «Рисунок и плакат», в региональном этапе конкурса Международного детского творчества «Красота Божьего мира».
Во Всероссийском детском творчестве «Весеннее вдохновение» мои воспитанники заняли 2 место, 3-е место - в Епархиальном творческом конкурсе «Рождественская звезда». Так же мои дети принимали активное участие во всех творческих конкурсах, проводимых ДОУ.
Участвовали во Всероссийской онлайн-выставке «Портрет Осени», онлайн-выставке работ, посвященных Дню Земли, выставке творческих работ, посвященных Дню города 2024.
Практическая значимость моей работы заключается в распространение своего опыта среди педагогов, составление методических рекомендаций для педагогов и родителей, создание картотеки игр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Список литературы
1. Зеленовой Н. Г., Осиповой Л. Е. "Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа.» — М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.;
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М. : ЦГЛ, 2005
3. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005
4. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. - М., 2005
6. Артемов В. В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно патриотических чувств. Воронеж 2005.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 №795.
8. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
9. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.