Татьяна Ткачёва
Опыт работы «Внедрение информационно-коммуникативных технологий в педагогический процесс»
▼ Скачать + Заказать документы
«Внедрение информационно-коммуникативных технологий в педагогический процесс»
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду как в зеркале отражаются те же изменения.
Публикация «Опыт работы „Внедрение информационно-коммуникативных технологий в педагогический процесс“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
И перед дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, а именно человека обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно только через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ для нас это, прежде всего:
• преобразование предметно-развивающей среды;
• создание новых средств для разностороннего развития, как детей, так и взрослых;
• использование новой наглядности.
При использовании ИКТ решаются такие задачи как:
• активизация познавательной, творческой деятельности;
• достижение целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
• развитие навыков самообразования и самоконтроля;
• повышение уровня комфортности дошкольников;
• снижение дидактических затруднений у детей;
• повышение активности и инициативности детей, как во время НОД, так и в свободной деятельности;
• приобретение навыков работы на компьютере.
Так нам, воспитателям ст. лог гр. «Рыбка», работа с Интернет-ресурсами позволила познакомиться с системой образовательных порталов и сайтов: «Мир дошколят», «Почемучка», «Сайт юных краеведов», «Маам», «Солнечный свет», «Тредевятое царство», «Мерсибо», «Изумрудный город» и т. д., находить и использовать очень важную и нужную информацию - это информация по различным видам деятельности и многое другое.
А также в своей работе использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении, что дает хорошие результаты. Это: образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов, которые способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры дошкольников.
В нашей группе ИКТ применяются в основных видах деятельности, в организации режимных моментов и в работе с родителями.
Это:
- подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
-подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
- оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей, в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация иногда используется как своеобразный план занятия или мероприятия, т. е. используется на любом этапе занятия. Нами созданы серии презентаций к занятиям по лексическим темам («Времена года», «Перелётные птицы», «Россия – Родина моя!», «Подготовка животных к зиме» и т. д., а также к праздникам, родительским собраниям (в будущем);
- просмотр познавательных мультфильмов, например «Уроки тётушки Совы», который затрагивает многие темы программы.
Работа с ноутбуком, интерактивной доской, демонстрацией презентаций в ОВД и свободной деятельности позволяет нам развить мышление и творческие способности, улучшить восприятие материала воспитанниками.
- в компьютерных играх, используемых в работе с детьми, у дошкольника уже в самом начале формируются положительная мотивация игры и специфические мыслительные операции, связанные с отслеживанием своего способа действия, необходимого для достижения цели:
- познавательные игры (детский портал «Солнышко», игры «Весёлый счет», «Увлекательный мир природы» и т. д. ;
- «Пальчиковые игры», которые являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Также нами в работе используется :
- аудиомагнитофоны для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия);
- цифровая фотоаппаратура и программа «inShOt, которая позволяет управлять снимками и монтировать их в видеоролики такие, как «Осенние фантазии», «Осенний праздник», «День мамы».
Таким образом, использование ИКТ в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.
При применении ИКТ учитываем и здоровьесберегающие технологии Использование технических средств ограничиваем временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей (требование СанПин) : презентации - до 5 мин., мультфильмы - до 10 мин. ,
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Взаимодействие детского сaда и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители взаимодействуют в рамках партнёрства. Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий положительно влияют и на взаимодействие с родителями. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют родителям возможность получения информации о содержании проводимой работы в детском саду. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ. Периодически знакомясь с новостями на сайте, у родителя складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада.
В нашей группе активно используется:
- приложение WhatsApp - родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщить о проблеме. На страницах WhatsApp любой родитель нашей группы получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса, режимных моментов, групповыми традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий (ежедневно). Также родители обмениваются своими впечатлениями о работе педагогов;
- использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей - ежедневно;
- сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
• создание электронной почты, которая предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация : сведения об индивидуальном развитии ребенка, консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей («Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Сочиняем сказки вместе с детьми», «Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой», «Почему дети разные?», «Как бороться с детскими «Я не умею», «Укрепляем иммунитет детей», «Зачем детям нужны скороговорки»; памятки и буклеты: «Детские пальчиковые игры», «Заповеди для родителей», «Правила для родителей», «Загадки про домашних животных», «Что должно быть у ребёнка в шкафчике?», «Игры со счётными палочками» : возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя и др.
Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
Также родителям предлагаем ссылки на YouTube, где размещены мастер-классы (видео-материалы) на тему:«Чем заняться с детьми дома», с целью агитации родителей к совместной продуктивной деятельности со своими детьми, к совместному время провождению.
В своей работе используем видеокамеру для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, занятия и др.)
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько мы, воспитатели, используем в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно - воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
В настоящее время мы продолжаем работу по накоплению педагогического опыта в области применения ИКТ в образовательном процессе ДОУ.