Татьяна Бобкова
Опыт работы учителя — дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы учителя — дефектолога
Бобковой Татьяны Ивановны. МБДОУ детский №36 города Каменск-Шахтинский
Велика трагедия взрослого навеки «потерявшего» своё детство. Навсегда утратившего способность в какой - то миг - захлебнуться детским восторгом, увидеть новую не «запылённую» памятью и опытом планету. Увидеть мир впервые. Увидеть глазами ребёнка. Моя профессия - не обыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь тифлопедагог в состоянии оказать помощь детям, которые в силу зрительной патологии уже имеют неравные возможности со своими сверстниками воспринимать окружающую действительность. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребёнка, из того, насколько у него развиты познавательные процессы.
Публикация «Опыт работы учителя — дефектолога» размещена в разделах
Моим профессиональным достижением в 2016 году стала победа в профессиональном конкурсе «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области». Данный педагогический опыт может быть полезен, как специалистам, так и педагогам дошкольных образовательных организаций.
Многолетний опыт работы в группах для детей с амблиопией и косоглазием показывает, что в основном все дети испытывают значительные трудности в усвоении программного материала. Эти трудности объясняются рядом причин и в первую очередь сенсорной недостаточностью, обусловленной зрительными нарушениями. Учитывая это, мною разработан целый цикл упражнений и заданий, которые включают в себя задачи по формированию сенсорных эталонов, предметных представлений, развитие математических представлений, стимулируют зрительно-поисковую деятельность, двигательные и прослеживающие функции глаза.
Для развития познавательного интереса наряду с традиционными методами в своей работе использую нетрадиционные элементы программированного обучения – упрощённые перфокарты. Для работы с детьми составлены индивидуальные карточки, которые представляют собой линейную программу управления. Суть использования заключается в том, что ребенок сам конструирует ответ, который определяется однозначно.
Карточки для индивидуальной работы включают в себя задания на развитие сенсорных эталонов, математических представлений, предметных представлений и используются для организации самостоятельной деятельности детей.
Карточки с линейной программой управления могут содержать следующий методический материал:
1) игровое задание «Найди пару» (цветное или силуэтное изображение, где одно изображение отмечено цифрой, а его пара - геометрической фигурой определённого цвета; «Пройди по дорожке в гости к?» (слева нарисованы предметы или фигуры, которые соединены дорожками - лабиринтами с обозначением цветного круга или другой фигуры, а также другие задания;
2) полоска бумаги, где слева в столбик написаны цифры, напротив которых ребенок рисует ответ;
3)правильный ответ на обратной стороне карточки. Задания, которые заключены в карточках, направлены на развитие цветовосприятия, двигательных и прослеживающих функций глаза, зрительного внимания. Они позволяют формировать у детей важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, усидчивость, развивать творческие способности.
Во время работы с карточками соблюдаются следующие требования:
1) отбор используемого материала осуществляется с учетом особенностей восприятия детей с нарушением зрения и уровня подготовленности детей;
2) инструкция правильно понята ребёнком;
3) правильность выполнения задания контролируется ребёнком и взрослым;
4) использование перфокарт строго дозируется, не допускается переутомление детей.
Красочное оформление карточек привлекает внимание детей, занимательные задания вызывают у них большой интерес, что способствует достижению цели по всестороннему развитию и воспитанию детей с нарушением зрения, в том числе и коррекции вторичных отклонений.