Валентина осколкова
Опыт работы «Формирование у детей 5–7 лет правил безопасного поведения в различных ситуациях».
Слайд-1
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения малышей основам безопасности жизнедеятельности. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Но прежде чем знакомить детей с основами безопасности, было необходимо разобраться в данной теме и познакомиться с основными понятиями.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей 5–7 лет правил безопасного поведения в различных ситуациях“,» размещена в разделах
Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб человеку. Причинять вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое.
Выделено несколько видов опасности. (Информацию Вы видите на слайдах)
Слайд-2
Цель работы:
Формирование представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения. Слайд-3
Реализация цели возможна при решении следующих задач: Слайд-4
•Обучить детей безопасному поведению в различных ситуациях.
•Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах, на
улице, в транспорте.
•Учить детей быть осторожными, помочь запомнить и выполнять правила
дорожного движения.
•Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
•Активизировать работу по пропаганде безопасного образа жизни среди
родителей.
Для реализации цели изучила пособие О. Н. Демидовой «Будьте
вежливы всегда», внедрила пособие Князевой О., Авдеевой Н. ,
Стеркиной Р. «Безопасность», апробировала пособия Гарнышевой Т. П.
«ОБЖ для дошкольников» и Л. И. Катаевой, С. А. Козловой «Мой мир».
Реализация данных задач и формирование первоначальных основбезопасности осуществляла с учетом следующих основных
принципов:
доступность, систематичность и последовательность, наглядность, психологическая комфортность, динамичность.
Выделила этапы реализации поставленных задач:
•I этап – актуализировать, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности, выявить уровень знаний и интересов, коммуникативности;
•П этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
•Ш этап – на основе освоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Для выявления уровня знаний и интересов детей, их коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков на I этапе использовала:
•Беседы: «Как избежать неприятностей дома, на улице», «Осторожно – дорога»:
•Игровую деятельность: сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Гараж», «Перекресток»; дидактические игры вы можете увидеть в приложении, развивающие настольно-печатные игры «Внимание! Дорога», «Азбука безопасности», «Лото пешехода», «Дорожные знаки»; подвижные игры «Семафор», «Красный, желтый, зеленый»; игры-драматизации «Кошкин дом», «Красная Шапочка», «Путешествие бабы Яги»;
•Тренинги «Разговор по телефону», «Если случился пожар»;
•Чтение художественной литературы (см. приложение)
Для проведения работы на П этапе создала условия для ознакомления с основами безопасности, т. е. организовала предметно-развивающую среду в группе: Слайд -5
Уголок безопасности, который содержит материалы:
•Практические: макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно-ролевых игр.
•Наглядные: «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для разнообразных детских игр; плакаты по ОБЖ на темы «Пожарная безопасность для дошкольников», «Опасные ситуации на дороге»
2. Игротека, которая содержит:
•Дидактические игры: «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так»;
•Развивающие настольно-печатные игры: «Внимание! Дорога», «Азбука безопасности», «Лото пешехода», «Дорожные знаки», «Азбука пешехода»
3. Библиотека, в которой имеется познавательная и художественная литература: иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работу по теме «Формирование у детей 5-7 лет правил безопасного поведения в различных ситуациях» проводила через следующие формы организации детей:
Непосредственная образовательная деятельность.
Практическую работу по ОБЖ для детей 5-7 лет проводила по 2 направлениям: «Ребенок дома» и «Ребенок на улицах города».
Слайд -6 Работая по направлению «Ребенок дома» знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Выделила 3 группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы) ;
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты) .
Дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, были уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты дополняла объяснениями, примерами из литературных произведений.
Слайд -7 Работая по направлению «Ребенок на улицах города», знакомила детей с правилами поведения на улицах поселка: рассказывала о правилах дорожного движения; объясняла, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах поселка; беседовала с детьми о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, почему нельзя играть на тротуаре. Для этого использовала рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты, ситуации-загадки. (см. приложение)
Рассказывала детям о том, как следует переходить дорогу, знакомила их с пешеходным маршрутом. Детей 5-7 лет учила различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов:
•предупреждающие знаки («Осторожно, дети», «Пешеходный переход») ;
•запрещающие знаки («Въезд запрещен») ;
•предписывающие знаки («Движение прямо», «Движение направо») ;
•информационно-указательные знаки («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»).
С детьми 5-7 лет разыгрывали дорожные ситуации с помощью макета поселка «Перекресток», «Пешеходный переход», «Осторожно, дорога».
Детям предлагала рассмотреть различные ситуации, изображенные на иллюстрациях, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.
Слайд -8 Проводила с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых.
Организовала игру «Водитель автобуса». Дети с помощью стульев, модулей оборудовали салон автобуса и обыгрывали различные ситуации, распределяя роли, учились уступать место маленьким детям и пожилым людям.
Слайд -9 Рассказывала о работе полицейского-регулировщика, который следит за порядком на тех перекрестках, где нет светофора.
Знакомила детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД).
Показывала иллюстрации с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД; организовывала игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
С детьми 5-7 лет проводила экскурсии: на перекресток поселка, в пожарную часть; развлечения: «В гостях у Светофорика», «Приключение Искорки», «Путешествие в страну электроприборов», где дети получали новые знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, устанавливали причинно-следственные связи. (см. приложения)
Слайд - 10 Работа с родителями – одно из важнейших направлений моей работы. Особенность работы по теме «Формирование у детей 5-7 лет правил безопасного поведения в различных ситуациях» состояла в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых, поэтому уделяла значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо было достичь полного взаимопонимания.
Работу по сотрудничеству с семьей вела по 4 направлениям:
•Информационно-аналитическое направление. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Для реализации цели проводила анкетирование, опросы родителей
•Познавательное направление. Цель: ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Для реализации цели проводила родительские собрания, беседы и консультации (см. Приложение)
•Наглядно-информационное направление. Цель: ознакомление родителей с работой ДОУ; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Для реализации цели проводила дни открытых дверей, просмотр открытых занятий и других видов деятельности, разрабатывала памятки, папки- передвижки
•Досуговое направление. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Для реализации цели проводила совместные праздники, экскурсии; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала (см. Фотоальбом) .
Цель работы с родителями – объяснить актуальность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Родители должны были осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Итогом работы стали достижения воспитанников: Слайд -11
2009 год – окружной конкурс «Чтобы в дом не пришла беда, будем с огнем осторожны всегда» – грамота и поощрительный приз 2 уровня;
2009 год – МГО конкурс «Безопасная дорога детства» – грамота;
2011 год – окружной конкурс поделок по БДД (Макеева Аня) – участие;
2011 год – конкурс детских рисунков на асфальте «Герой безопасного движения».
Итак, воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в дошкольном учреждении (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни, прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше в начальной школе. В итоге проведенной работы, дети имеют представления о том, что такое безопасное поведение, понимают, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях. Данную работу планирую продолжать по теме «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет в природе и в быту»
Спасибо за внимание.