Петух Ольга Дмитриевна
Опыт работы «Сохраним природу Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Петух Ольга Дмитриевна
г. Джанкой
2022-2023г
«Сохраним природу Крыма»
Тип работы : информационно-творческий
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители
Срок реализации: долгосрочый (1 год)
Аннотация:
Публикация «Опыт работы „Сохраним природу Крыма“» размещена в разделах
- Крым. Родной край
- Опыт работы, практика
- Природа Крыма
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная.
Актуальность:
Тема «Береги природу!» выбрана не случайно. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно воспитывать любовь к природе, научить беречь ее.
Цель: познакомить детей с разнообразием флоры и фауны. Сформировать
у детей бережное отношение к представителям живой природы; воспитывать основы экологической культуры личности.
Задачи:
• расширять и систематизировать знания о растительном и животном;
• формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
• развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
• развивать связную речь, обогащать словарь детей, мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
• воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единое воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
• разработка опыта;
• постановка целей и задач;
• подбор информационного материала (художественная литература, иллюстрации, картины, стихи, приметы, поговорки);
• подбор и разработка конспектов образовательной деятельности.
2. Основной этап:
Работа с детьми :
Беседы на темы:
• «Что такое природа?» (Научить детей отличать природные объекты
от искусственных, созданных человеком; сформировать представление о неразрывной связи человека и природы).
• «Не загрязняй природу» (Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха; вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы).
• «Все живое под нашей защитой» (Знакомство детей с Красной книгой; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир).
• «Зеленая аптека» (Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека; закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах).
• «Правила поведения в лесу» (Формировать обобщённое представление о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, о недопустимости разрушения этих взаимосвязей).
• «Насекомые – часть природы» (воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику).
• «Птицы — наши друзья» (воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период).
• «Звери зимой» (закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей, способами их приспособления).
• «Лес: любить, беречь и не бояться» (Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; воспитывать любовь к природе, культуру поведения).
Рассматривание картин и иллюстраций: (Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её, делиться впечатлениями).
• С. Артюшенко “Кто как зимует”
• Серия наглядно-дидактических пособий "Картины из жизни диких животных" С. Н. Николаевой
Чтение художественной литературы: (Учить детей отыскивать знания в тексте; воспитывать бережное отношение к природе, желание совершать добрые поступки)
• «Стыдно перед соловушкой» В. А. Сухомлинский
• «Скворцы» А. И. Куприн
• «Воробей» Е. И. Чарушин
• «История одной яблоньки» К. Ушинский
• «Сухостойное дерево», «Лесной доктор» М. Пришвин
• «Серая шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк
• «Покормите птиц» А. Яшин
• «Новая столовая» З. Александрова
Загадывание загадок: (Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами)
• о диких животных
• о птицах
• о деревьях
• о насекомых
Пословицы и приметы: (обогатить образную речь детей посредством использования малых фольклорных форм; воспитывать интерес к народной культуре, привлечь внимание детей к мудрости народного слова)
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Синица к избе - зима на двор.
• У зайцев шерсть побелела - зима близко.
• Шумит дубравушка к непогодушке.
• Рощи да леса - всему миру краса.
• Много снега - много хлеба.
Дидактические игры:
• «Природное - рукотворное» (Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа)
• «Угадай какая птица?» (Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах)
• «Пищевые цепочки в лесу (на лугу)» (Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу (на лугу)
• «Кто рядом живет?» (Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных)
• «Что будет, если исчезнут птицы (растения, животные, леса, водоемы?» (Закрепить знания об охране объектов природы)
• «Узнай и назови» (Закрепить знания лекарственных растений)
• «С какой ветки детки» (Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению)
• «Чего нельзя делать в лесу» (Закрепить правила поведения в лесу)
Труд в природе :
• Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц
• Установка кормушек
• Подкормка птиц
Подвижные игры: (Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение)
• «Белки в лесу»
• «Караси и щука»
• «Гуси — лебеди»
• «Угадай кого поймали»
• «Хитрая лиса»
• «Стадо и волк»
Экспериментальная деятельность:
• «Что прячется в снегу?» (Дать детям понятие о загрязнение снега и воды; воспитывать бережное отношение к природе)
• «Следы птиц на снегу» (Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу)
• Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. (Увидим там еле заметную почку. Подвести детей к пониманию, что деревья не погибают, а только сбрасывают отмершие, ненужные листья)
• Определить, сколько лет дереву. (Детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву)
• Сравнение веточек сосны и ели. (Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева)
НОД:
*«Перелетные и зимующие птицы» (Приложение 1)
* «Дети леса: грибы и ягоды» (Приложение 2)
*«Дикие животные зимой» (Приложение 3)
* «Мы живем в степном Крыму» (Приложение 4)
ПРОЕКТ:
*«В царстве цветов»
* «Волшебный песок»
КВН:
*«Мы друзья природы»
КВЕСТ-ИГРА:
*«Перелетные и зимующие птицы»
*«Знатоки природы»
ИГРА-ВИКТОРИНА
*«Академия здорового питания»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
* Презентация «Крымские горы»
* Презентация «Птицы нашего края»
КРАСНАЯ КНИГА КРЫМА.
Подведение итогов:
• Фотовыставка «Я и природа»
• «Столовая для пернатых» (кормушки)
• Плакат-памятка «Правила поведения на природе»
• Альбом «Красная книга нашего края»
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
Библиотечка юного эколога.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Подборка опытов и экспериментов “ Опыты”.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Продукты проекта:
1. Цветник на участке детского сада.
2. Интерактивные папки – лэпбуки «Экология», «Времена года»