Людмила Карасева
Опыт работы. Шерстяная акварель как способ развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами опытом моей работы и рассказать еще об одной возможности развития творческих способностей у дошкольников.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шерстяная акварель. Рисование шерстью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Придя работать в детский сад, все мы понимаем и видим, что каждый ребёнок талантлив по-своему, и слова В. А. Сухомлинского о том, что «…в каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой волшебной птицы», являются бесспорной истиной.
Не случайно, важной задачей дошкольного образования и в условиях ФГОС, и ФОП было и остается развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности, в том числе и продуктивных. Художественная деятельность, как неотъемлемая часть детского творчества в образовании дошкольников, способствует развитию мышления, воображения, фантазии, дает широкий простор в самореализации. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Он сам выбирает материал, способы действия с ним. Это и составляет основу творчества и служит фундаментом развития ребенка, успешного его обучения в целом.
Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, креативных, смелых, инициативных личностях. В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.
Многочисленные педагоги и психологи такие как О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флёрина и другие подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития.
Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Вопрос развития творческого потенциала моих воспитанников для меня всегда являлся особенно значимым, поэтому на разных этапах своей педагогической деятельности в качестве эффективного средства я использовала разнообразные виды художественного творчества : бумагопластику, нетрадиционные техники рисования, тестопластику, пластилинографию, экопластику и другие. Позитивные изменения, происходящие в дошкольном образовании, позволили мне выбрать приоритетное направление в своей работе. Некоторое время назад важнейшим для меня стало развитие творческого потенциала детей через овладение техникой шерстяной живописи.
Шерстяная живопись или шерстяная акварель-это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти.
Раннее развитие творческих способностей посредством «шерстяной акварели» – это залог будущих успехов ребенка. Желание творить у детей безгранично, оно идет от самого сердца, а задача взрослого - помочь ему открыть в себе художника, развить его творческие способности.
Изобразительная деятельность с использованием данной нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников.
ФОП ДО предполагает, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача педагогов - создать условия для систематичной комплексной работы по развитию творческих способностей, креативности у детей дошкольного возраста в комфортной психологической среде.
Использование «шерстяной акварели» помогает в организации новых подходов к решению задач художественно - эстетического развития дошкольников, воспитанию творческой и гармоничной личности.
В настоящее время искусство работы с экоматериалами, к числу которых, относится овечья шерсть, очень актуально. В наш век высоких технологий, когда ребенок погружен в мир компьютерных игр, «шерстяная акварель» является инструментом творчества, развития креативности, отражает потребность детей создавать, созидать своими руками, в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.
Применяя технику работы с шерстью, можно создавать целые картины, которые в дальнейшем можно использоваться в оформлении групп, выставок детского творчества, оригинального подарка родителям, друзьям и т. д.
Плодотворная работа с детьми по освоению новой нетрадиционной техники рисования-рисование шерстью началась только после того, как мною был пройден путь от случайного знакомства с шерстяной акварелью, которое затем переросло в хобби, до этапа самообразования (изучила методическую литературу, посмотрела мастер-классы, познакомилась с разными способами выкладывания шерсти, отобрала наиболее подходящие из них для детского творчества в условиях дошкольного учреждения, соответствующие возрастным возможностям воспитанников, оформила «Центр творчества» (альбомы, технологические карты, схемы, инструкции по работе с овечьей шерстью, картотеки дидактических игр, игровых упражнений на развитие эмоциональной выразительности, мелкой моторики, памятки по технике безопасности при работе с ножницами и пинцетом, разные виды шерсти и т. д., что, безусловно, обогатило и предметно-развивающую среду в группе.
Мною подготовлены методические материалы, необходимые для обучения детей основам «шерстяной живописи» :
-перспективное планирование для детей старшего и подготовительного к школе возраста;
- конспекты образовательной деятельности;
- конспекты совместной деятельности воспитателя с детьми;
- презентации, демонстрационный материал для детей;
- консультации, мастер-классы для родителей и педагогов.
() Целью моей работы с дошкольниками стало развитие творческого потенциала дошкольников и позитивное воздействие на эмоциональное состояние ребенка в процессе овладения им элементарными приемами техники «шерстяной акварели» как нового способа художественного творчества.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (шерсть, флизелин, фланель) и инструментами (ножницы, пинцет);
- учить детей при создании картин использовать разные приемы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, скручивание, настригание);
- продолжать учить детей передавать в своих работах пространственные соотношение предметов и правильное их пространственное расположение.
Развивающие :
- развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, фантазию, мелкую моторику;
- развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, познавательную активность;
- развивать коммуникативные навыки, мотивацию к продуктивной деятельности
Воспитательные:
- формировать художественно - эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы;
- вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах
() Для успешной реализации поставленных задач использую соответствующие формы работы :
- беседы;
- занятия;
- игры (дидактические, пальчиковые);
- индивидуальные и коллективно-творческие работы;
- оформление творческих выставок
и методы работы :
- наглядный,
- словесный,
- практический,
- объяснительно-иллюстративный.
() Работу с детьми в данном направлении строю с учетом принципов:
- принцип доступности обучения;
- принцип целостности;
- принцип индивидуально-личностного подхода;
- принцип системности, последовательности и успешности;
- принцип культуросообразности.
() Живопись шерстью - это техника многослойного выкладывания картин на специальной основе. С ее помощью можно создать настоящие картины – пейзажи, портреты, натюрморты, абстрактные рисунки. Непряденая овечья шерсть различных цветов и оттенков раскладывается слой за слоем на ткань под стекло. Цвета не смешиваются между собой, как краски, а богатую палитру можно получить путём наслоения их друг на друга. Картины из шерсти очень напоминают акварельные, но им не страшны температурные перепады, яркое освещение и влажность, так как они помещаются под стекло.
«Шерстяная акварель» - молодое направление в современных художественных техниках, в работе с детьми широко не применяется, но оно меня очень заинтересовало, и я решила адаптировать данную технику для работы с детьми дошкольного возраста.
() Свою работу по рисованию шерстью организовала через образовательную деятельность и совместную деятельность взрослого и ребенка в рамках реализации вариативной части ООП ДО.
()Мною разработан перспективный план работы для детей старшей группы и подготовительной к школе группы, где соблюдается принцип цикличности: постепенное усложнение и расширение содержания (приложение № 1,2)
() На первых занятиях я знакомлю детей с историей возникновения шерсти, основами цветовой грамоты, композиции, приемами выкладывания шерсти, способами работы с шерстью. Для большей наглядности использую ИКТ – презентации.
Развитие познавательных, творческих способностей лучше всего развивается в процессе игры. Чувственный опыт является источником познания мира. В работе с детьми, мною были выбраны и подготовлены такие дидактические игры, как «Играем с цветом», «Дополни картинку», «Сделай по образцу», «Назови свойства шерсти» и другие. Дети с большим увлечением играют, выкладывают узоры, придумывают свои сюжеты, которыми впоследствии делятся с другими детьми.
Процесс развития творческих способностей невозможен без эмоционально-чувственного аспекта. Поэтому в работе с детьми не забываю про создание условий хорошего настроения – использую музыкальное сопровождение для активизации детей, что значительно повышает их творческую деятельность.
На занятиях «шерстяной акварелью» прослеживается интеграция содержания разных образовательных областей:
Для объяснения нового материала на занятия использую прием комментированного рисования шерстью. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использую художественное слово: загадки, стихи, которые положительно влияют на выразительность детских рисунков. Выполняя практические действия с шерстью, дети усваивают много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, происходит развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
С помощью опытно – экспериментальной деятельности дети пополняют свои знания о свойствах шерсти, открывают для себя новые возможности данного (можно рисовать шерстью, расширяют представления о цвете, величине, пространственном расположение предметов.
() Материалы, которые использую в работе с детьми, самые элементарные: ножницы, разноцветная шерсть, фланель или флизелин, кляймерная рамка, пинцет для выкладывания мелких деталей (приложение № 3)
()Этапы работы
1 этап - подготовительный. Подготавливаем рамку, вынимаем стекло и откладываем его в безопасное место. Готовлю шерсть разных цветов для создания картины, которая в дальнейшем будет предложена детям. Предлагаю детям накрыть фланелью картонную основу рамки и приклеить её к основе рамки.
2 этап - основной. Создаем основной фон, выкладываем равномерно на поверхность шерсть нужного цвета. По ходу занятия обучаю детей разным способам и приемам выкладывания шерсти : вытягивание, щипание, настригание, выкладывание (приложение №4)
Для создания заднего плана изображения используем прием «вытягивание». После того, как выложен основной фон, мы приступаем к изображению переднего плана. Обращаю внимание детей на то, что на заднем плане изображения предметов расплывчатые, не имеют четких контуров, а на переднем плане изображения четкие, видны мелкие детали. Можно смешивать и скручивать нити разных цветов. Поощряю детскую инициативу, в подборе разных оттенков шерсти, что является творческим началом, проявление индивидуальности в будущей картине. Объясняю детям, что можно легко исправить, если что-то не очень удачно получилось, путем снятия части слоя шерсти.
() При создании мелких объектов рисунка мы с детьми используем такой прием работы с шерстью как «щипание», «настригание», «скручивание». Особое внимание уделяю технике безопасности при работе с ножницами и пинцетом (приложение №5) На каждом новом этапе картины нужно прикладывать стекло, чтобы видеть конечный результат своей работы.
3 этап – завершающий. Накрываем картину стеклом, срезаем излишки шерсти по краям картины, оформляем рамку. Стекло будет защищать от смещения рисунка, пыли.
()Уникальность технологии «шерстяная акварель»
1. Это прекрасный материал, с живой энергетикой, подаренный нам самой природой - овечья непряденая шерсть. Теплый, экологический чистый, благотворно влияющий на здоровье продукт. Шерсть согревает, успокаивает, наполняет энергией и позитивными эмоциями, приятными тактильными ощущениями, снимает стресс и психическое напряжение.
2. Очень разнообразная цветовая гамма, натуральные краски несут арт-терапевтическую энергетику для детей.
3. Работа с шерстью полезна детской аудитории, особенно рекомендуется дошкольникам в связи с необходимостью развития мелкой моторики рук, усидчивости, творческого воображения и самовыражения.
4. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
В результате такой работы мне удалось разбудить в ребятах интерес и эмоциональную отзывчивость к «рисованию шерстью», развить художественные и творческие способности, умение видеть и создавать прекрасное, выражать свои чувства и настроение.
Дети с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудности. Они научились работать с шерстью, создавать предметные и несложные сюжетные композиции, использовать в картине разные приемы выкладывания шерсти. В ходе совместной деятельности у дошкольников развиваются коммуникативные способности (умение общаться друг с другом и взрослым, развиваются математические способности, мелкая моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев, эстетический вкус.
В ходе наблюдений за процессом творчества я заметила, что дети психологически расслабляются, даже самые несмелые из них становятся увереннее, гиперактивные - более усидчивыми.
Результатом своей работы считаю успехи детей, которые становились победителями и лауреатами в различных конкурсах по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству (приложение №7) Кроме того, работы детей используются мною в оформлении групп, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям.
Являюсь активным участником творческих конкурсов разного уровня.
() Нужно запомнить простое правило – не бояться нового, проявлять фантазию. А помочь раскрыть творческий потенциал в ребенке должны мы, взрослые! И слова В. А. Сухомлинского о том, «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», актуальны и сегодня. Творческих вам успехов!