МААМ-картинки

Опыт работы. Шерстяная акварель как способ развития творческих способностей дошкольников (8 фото)

Людмила Карасева
Опыт работы. Шерстяная акварель как способ развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы. Шерстяная акварель как способ развития творческих способностей дошкольников

Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами опытом моей работы и рассказать еще об одной возможности развития творческих способностей у дошкольников.

Публикация «Опыт работы, Шерстяная акварель как способ развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Фото №1 Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами

Придя работать в детский сад, все мы понимаем и видим, что каждый ребёнок талантлив по-своему, и слова В. А. Сухомлинского о том, что «…в каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой волшебной птицы», являются бесспорной истиной.

Не случайно, важной задачей дошкольного образования и в условиях ФГОС, и ФОП было и остается развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности, в том числе и продуктивных. Художественная деятельность, как неотъемлемая часть детского творчества в образовании дошкольников, способствует развитию мышления, воображения, фантазии, дает широкий простор в самореализации. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Он сам выбирает материал, способы действия с ним. Это и составляет основу творчества и служит фундаментом развития ребенка, успешного его обучения в целом.

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, креативных, смелых, инициативных личностях. В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.

Многочисленные педагоги и психологи такие как О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флёрина и другие подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития.

Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Вопрос развития творческого потенциала моих воспитанников для меня всегда являлся особенно значимым, поэтому на разных этапах своей педагогической деятельности в качестве эффективного средства я использовала разнообразные виды художественного творчества : бумагопластику, нетрадиционные техники рисования, тестопластику, пластилинографию, экопластику и другие. Позитивные изменения, происходящие в дошкольном образовании, позволили мне выбрать приоритетное направление в своей работе. Некоторое время назад важнейшим для меня стало развитие творческого потенциала детей через овладение техникой шерстяной живописи.

Фото №2 Опыт работы практика опытом моей работы и рассказать еще об одной возможности

Шерстяная живопись или шерстяная акварель-это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти.

Фото №3 Развитие ребенка

Раннее развитие творческих способностей посредством «шерстяной акварели» – это залог будущих успехов ребенка. Желание творить у детей безгранично, оно идет от самого сердца, а задача взрослого - помочь ему открыть в себе художника, развить его творческие способности.

Фото №4 Материалы для педагогов развития творческих способностей у дошкольников

Изобразительная деятельность с использованием данной нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников.

Фото №5 Публикация Опыт работы Шерстяная акварель как способ развития творческих способностей дошкольников размещена в разделах Опыт работы практика Развитие ребенка

ФОП ДО предполагает, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача педагогов - создать условия для систематичной комплексной работы по развитию творческих способностей, креативности у детей дошкольного возраста в комфортной психологической среде.

Фото №6 Материалы для педагогов Шерсть

Использование «шерстяной акварели» помогает в организации новых подходов к решению задач художественно - эстетического развития дошкольников, воспитанию творческой и гармоничной личности.

В настоящее время искусство работы с экоматериалами, к числу которых, относится овечья шерсть, очень актуально. В наш век высоких технологий, когда ребенок погружен в мир компьютерных игр, «шерстяная акварель» является инструментом творчества, развития креативности, отражает потребность детей создавать, созидать своими руками, в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.

Фото №7 Валяние картины из шерсти Шерстяная акварель

Применяя технику работы с шерстью, можно создавать целые картины, которые в дальнейшем можно использоваться в оформлении групп, выставок детского творчества, оригинального подарка родителям, друзьям и т. д.

Плодотворная работа с детьми по освоению новой нетрадиционной техники рисования-рисование шерстью началась только после того, как мною был пройден путь от случайного знакомства с шерстяной акварелью, которое затем переросло в хобби, до этапа самообразования (изучила методическую литературу, посмотрела мастер-классы, познакомилась с разными способами выкладывания шерсти, отобрала наиболее подходящие из них для детского творчества в условиях дошкольного учреждения, соответствующие возрастным возможностям воспитанников, оформила «Центр творчества» (альбомы, технологические карты, схемы, инструкции по работе с овечьей шерстью, картотеки дидактических игр, игровых упражнений на развитие эмоциональной выразительности, мелкой моторики, памятки по технике безопасности при работе с ножницами и пинцетом, разные виды шерсти и т. д., что, безусловно, обогатило и предметно-развивающую среду в группе.

Мною подготовлены методические материалы, необходимые для обучения детей основам «шерстяной живописи» :

-перспективное планирование для детей старшего и подготовительного к школе возраста;

- конспекты образовательной деятельности;

- конспекты совместной деятельности воспитателя с детьми;

- презентации, демонстрационный материал для детей;

- консультации, мастер-классы для родителей и педагогов.

() Целью моей работы с дошкольниками стало развитие творческого потенциала дошкольников и позитивное воздействие на эмоциональное состояние ребенка в процессе овладения им элементарными приемами техники «шерстяной акварели» как нового способа художественного творчества.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

- формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (шерсть, флизелин, фланель) и инструментами (ножницы, пинцет);

- учить детей при создании картин использовать разные приемы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, скручивание, настригание);

- продолжать учить детей передавать в своих работах пространственные соотношение предметов и правильное их пространственное расположение.

Развивающие :

- развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, фантазию, мелкую моторику;

- развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, познавательную активность;

- развивать коммуникативные навыки, мотивацию к продуктивной деятельности

Воспитательные:

- формировать художественно - эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы;

- вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах

() Для успешной реализации поставленных задач использую соответствующие формы работы :

- беседы;

- занятия;

- игры (дидактические, пальчиковые);

- индивидуальные и коллективно-творческие работы;

- оформление творческих выставок

и методы работы :

- наглядный,

- словесный,

- практический,

- объяснительно-иллюстративный.

() Работу с детьми в данном направлении строю с учетом принципов:

- принцип доступности обучения;

- принцип целостности;

- принцип индивидуально-личностного подхода;

- принцип системности, последовательности и успешности;

- принцип культуросообразности.

() Живопись шерстью - это техника многослойного выкладывания картин на специальной основе. С ее помощью можно создать настоящие картины – пейзажи, портреты, натюрморты, абстрактные рисунки. Непряденая овечья шерсть различных цветов и оттенков раскладывается слой за слоем на ткань под стекло. Цвета не смешиваются между собой, как краски, а богатую палитру можно получить путём наслоения их друг на друга. Картины из шерсти очень напоминают акварельные, но им не страшны температурные перепады, яркое освещение и влажность, так как они помещаются под стекло.

«Шерстяная акварель» - молодое направление в современных художественных техниках, в работе с детьми широко не применяется, но оно меня очень заинтересовало, и я решила адаптировать данную технику для работы с детьми дошкольного возраста.

() Свою работу по рисованию шерстью организовала через образовательную деятельность и совместную деятельность взрослого и ребенка в рамках реализации вариативной части ООП ДО.

()Мною разработан перспективный план работы для детей старшей группы и подготовительной к школе группы, где соблюдается принцип цикличности: постепенное усложнение и расширение содержания (приложение № 1,2)

() На первых занятиях я знакомлю детей с историей возникновения шерсти, основами цветовой грамоты, композиции, приемами выкладывания шерсти, способами работы с шерстью. Для большей наглядности использую ИКТ – презентации.

Развитие познавательных, творческих способностей лучше всего развивается в процессе игры. Чувственный опыт является источником познания мира. В работе с детьми, мною были выбраны и подготовлены такие дидактические игры, как «Играем с цветом», «Дополни картинку», «Сделай по образцу», «Назови свойства шерсти» и другие. Дети с большим увлечением играют, выкладывают узоры, придумывают свои сюжеты, которыми впоследствии делятся с другими детьми.

Процесс развития творческих способностей невозможен без эмоционально-чувственного аспекта. Поэтому в работе с детьми не забываю про создание условий хорошего настроения – использую музыкальное сопровождение для активизации детей, что значительно повышает их творческую деятельность.

На занятиях «шерстяной акварелью» прослеживается интеграция содержания разных образовательных областей:

Для объяснения нового материала на занятия использую прием комментированного рисования шерстью. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использую художественное слово: загадки, стихи, которые положительно влияют на выразительность детских рисунков. Выполняя практические действия с шерстью, дети усваивают много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, происходит развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

С помощью опытно – экспериментальной деятельности дети пополняют свои знания о свойствах шерсти, открывают для себя новые возможности данного (можно рисовать шерстью, расширяют представления о цвете, величине, пространственном расположение предметов.

() Материалы, которые использую в работе с детьми, самые элементарные: ножницы, разноцветная шерсть, фланель или флизелин, кляймерная рамка, пинцет для выкладывания мелких деталей (приложение № 3)

()Этапы работы

1 этап - подготовительный. Подготавливаем рамку, вынимаем стекло и откладываем его в безопасное место. Готовлю шерсть разных цветов для создания картины, которая в дальнейшем будет предложена детям. Предлагаю детям накрыть фланелью картонную основу рамки и приклеить её к основе рамки.

2 этап - основной. Создаем основной фон, выкладываем равномерно на поверхность шерсть нужного цвета. По ходу занятия обучаю детей разным способам и приемам выкладывания шерсти : вытягивание, щипание, настригание, выкладывание (приложение №4)

Для создания заднего плана изображения используем прием «вытягивание». После того, как выложен основной фон, мы приступаем к изображению переднего плана. Обращаю внимание детей на то, что на заднем плане изображения предметов расплывчатые, не имеют четких контуров, а на переднем плане изображения четкие, видны мелкие детали. Можно смешивать и скручивать нити разных цветов. Поощряю детскую инициативу, в подборе разных оттенков шерсти, что является творческим началом, проявление индивидуальности в будущей картине. Объясняю детям, что можно легко исправить, если что-то не очень удачно получилось, путем снятия части слоя шерсти.

() При создании мелких объектов рисунка мы с детьми используем такой прием работы с шерстью как «щипание», «настригание», «скручивание». Особое внимание уделяю технике безопасности при работе с ножницами и пинцетом (приложение №5) На каждом новом этапе картины нужно прикладывать стекло, чтобы видеть конечный результат своей работы.

3 этап – завершающий. Накрываем картину стеклом, срезаем излишки шерсти по краям картины, оформляем рамку. Стекло будет защищать от смещения рисунка, пыли.

()Уникальность технологии «шерстяная акварель»

1. Это прекрасный материал, с живой энергетикой, подаренный нам самой природой - овечья непряденая шерсть. Теплый, экологический чистый, благотворно влияющий на здоровье продукт. Шерсть согревает, успокаивает, наполняет энергией и позитивными эмоциями, приятными тактильными ощущениями, снимает стресс и психическое напряжение.

2. Очень разнообразная цветовая гамма, натуральные краски несут арт-терапевтическую энергетику для детей.

3. Работа с шерстью полезна детской аудитории, особенно рекомендуется дошкольникам в связи с необходимостью развития мелкой моторики рук, усидчивости, творческого воображения и самовыражения.

4. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

В результате такой работы мне удалось разбудить в ребятах интерес и эмоциональную отзывчивость к «рисованию шерстью», развить художественные и творческие способности, умение видеть и создавать прекрасное, выражать свои чувства и настроение.

Дети с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудности. Они научились работать с шерстью, создавать предметные и несложные сюжетные композиции, использовать в картине разные приемы выкладывания шерсти. В ходе совместной деятельности у дошкольников развиваются коммуникативные способности (умение общаться друг с другом и взрослым, развиваются математические способности, мелкая моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев, эстетический вкус.

В ходе наблюдений за процессом творчества я заметила, что дети психологически расслабляются, даже самые несмелые из них становятся увереннее, гиперактивные - более усидчивыми.

Результатом своей работы считаю успехи детей, которые становились победителями и лауреатами в различных конкурсах по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству (приложение №7) Кроме того, работы детей используются мною в оформлении групп, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям.

Являюсь активным участником творческих конкурсов разного уровня.

() Нужно запомнить простое правило – не бояться нового, проявлять фантазию. А помочь раскрыть творческий потенциал в ребенке должны мы, взрослые! И слова В. А. Сухомлинского о том, «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», актуальны и сегодня. Творческих вам успехов!

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

«Шерстяная акварель» в подготовительной группе«Шерстяная акварель» в подготовительной группе Мастерство в детской руке или шерстяные чудеса Дошкольный возраст - это уникальный промежуток в жизни каждого человека, когда развиваются.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Совместная театральная деятельность как форма развития творческих способностей дошкольниковСовместная театральная деятельность как форма развития творческих способностей дошкольников Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы. Шерстяная акварель как способ развития творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 20 января 2024 в 13:01
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы. Шерстяная акварель как способ развития творческих способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Карасева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД