Наталья Волковская
Современные подходы к организации работы с родителями
«Современные подходы к организации работы с родителями»
Воспитатель: Волковская Н. Ю.
Семья – главная школа воспитания. Счастливая семья, в которой созданы нравственно-ценные отношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннею заботу. Семья для ребенка дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок будет стремиться следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых.
Публикация «Современные подходы к организации работы с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Работая с детьми, можно убедиться, как влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Уникальный характер семьи как воспитательной среды выражается в том, что здесь
- происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми семейной группы;
- создаются условия, жизненно необходимые детям в первые годы жизни;
-формируется культура поведения и внешнего вида, развитие культурных интересов и потребностей.
Итак, по силе, глубине своих воздействий на ребенка семья – важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека.
В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте.
Большинство родителей желают удачи и добра своим детям, но часто не знают, как это сделать. Кроме того, в настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия образовательных учреждений с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от детского сада.
Согласно методическому предписанию, воспитатель определяет степень необходимости влияния на семью, выбирает из системы нужные методы и используя просветительские формы воздействия на родителей, корректирует их воспитательную деятельность.
Воспитатели, как правило, по мнению Л. Ф. Островской, в своих действиях идут от ребенка и тех проявлений, которые замечают за ним в детском саду. Обнаружив недостатки, воспитатели советуют родителям тот или иной способ воздействия на ребенка, не принимая во внимания систему семейного воспитания. А такие большей частью поверхностные советы способствуют лишь отчуждению родителей от воспитателей.
Таким образом, чтобы дети выросли духовно здоровыми, родителям необходим постоянный контакт с педагогами детского сада, абсолютная откровенность в отношениях с воспитателями, согласованная работа.
Система работы с семьей
Прежде всего, составляется годовой план работы с родителями. Для того чтобы этот план был действенным, он определяет конкретные цели и задачи деятельности воспитателей и средств их достижения по взаимодействию с семьей. Так в 2013 году была поставлена годовая задача: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьей.
Нами были выделены следующие направления:
• Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
• Обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
• Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывности подготовки к школьному обучению.
• Повышение уровня компетентности родителей.
• изучение, обобщение и внедрение положительного опыта семейного воспитания;
Проводится работа по анализу состояния семей детей, в работе используются анкеты, диагностические карты. Мы самостоятельно анализируем свою деятельность по взаимодействию с семьей: составляем сводный анализ по результатам анкетирования, выявляем и планируем формы локализации помощи родителям. Все это помогает осуществить целеполагание, спланировать задачи, собрания, консультации
В своей работе с родителями мы опираемся на следующие принципы:
- сотрудничество
-уважение к личности взрослого
- уважение к авторитету родителей, его формирование
- открытость и искренность в общении
В нашу практику вошли следующие формы работы с родителями :
• Индивидуальные:
- изучение семейного опыта воспитания (посещение семьей);
- индивидуальные беседы, консультации;
• Коллективные:
- групповые родительские собрания;
-коллективные консультации;
- субботники (совместная практическая деятельность воспитателей с родителями);
- привлечение родителей в конкурсы. (осенних поделок, кормушек для птиц, новогодних игрушек и т. д)
• Наглядные:
- выставки, фотомонтажи;
- информационные буклеты;
- видео - презентации
- сайт
- газета
- показ детских работ
- дни открытых дверей
- педагогические информационные стенды
- папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания и др.
Групповые консультации проводим для родителей по определенным вопросам которые диктуются результатами изучения семейного воспитания. Проведение консультаций требуют подготовки, последующего контроля, затем, как используют родители полученные рекомендации в воспитании детей. Большой интерес вызвали такие темы: «Дети и компьютер», «Дети у телевизора», «Праздники и Дни рождения в семье», «Адаптация ребенка в детском саду» и т. д.
Наибольшую убедительность в действенности в работе с семьей приобрела наглядность – комплекс наглядный средств: показа работы воспитателя с детьми, использования технических средств, оформление выставок и другие. Готовясь к родительскому собранию, стараемся использовать наглядный материал: выставка педагогической литературы, выставка детской литературы для чтения дома, показ праздника в видеозаписи, поделки «Сделайте с детьми дома», детские рисунки, классные тетради по подготовке детей к школе и т. д.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив (дискуссия, посиделки за круглым столом, анкетирование). Групповые родительские собрания проводятся один раз в квартал. Успех и действенность данного собрания определяется тщательностью подготовки.
Консультации проводит воспитатель, медработник, логопед, музыкальный руководитель. Инициатива проведения консультации может принадлежать и педагогам и родителям. Наибольший интерес вызвали консультации на следующие темы: «Советует логопед», «Какие игры нужны дома гиперактивному ребенку» и т. д.
Формы работы зависят от творческого подхода к работе и воспитателей, и самих родителей.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывают стенды, витрины, содержанием которых являются текстовые и иллюстрированные материалы на определенную тему. Большой интерес вызвала тема: «Нет туберкулезу», «Автокресло – за и против» и т. д.
Их всех перечисленный выше форм работы с семьей нельзя назвать ни один наиболее важным эффективным, все зависит от умения воспитателя подходить к вопросу творчески, индивидуально. В воспитании детей нет мелочей: ежедневно, ежечасно, ежеминутно у ребенка формируется опыт определенного отношения к жизни. Поэтому педагогам и родителям необходимо постоянно следить за своим поведением, за каждым словом, жестом: ведь дети смотрят на жизнь прежде всего глазами своих родителей и воспитателей. У родителя ребенок учится активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому поведению. Только тогда воспитание станет радостью.