Елена Васенина
Опыт работы с родителями в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы с родителями в группе раннего возраста
В. А. Сухомлинский:
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Темочки:
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе, а некоторые говорят, пойдет в сад там и научат, им за это зарплату платят. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности с родителями по этой причине.
Я работаю воспитателем в группе раннего возраста более 15 лет. Передо мной встал вопрос, как сделать период привыкания к детскому саду менее болезненным и сократить время адаптации малышей к дошкольному учреждению. Свою работу я начала с изучения литературы. И мне очень помогла автор программы Н. Д. Ватушина «Организация адаптивной среды ДОУ». Представленная модель безболезненной адаптации разработана автором на основе комплексного субъектного подхода с обязательным привлечением семей воспитанников к вопросам социально-педагогической адаптации. Программа адаптации подразделена по разделам: «Программа адаптации», «Игры и развлечения», «Психологическая студия «Ступеньки общения», «Информационная поддержка родителей», «Оздоровительные методики».
В помощь педагогу представляется последовательность заполнения таблиц течения предадаптационного и адаптационного периодов, а так же содержится разнообразный диагностический материал. Важная роль отводится игровой деятельности ребенка. Представлены рекомендации по проведению игр в детском саду, описаны подвижные, музыкальные и речевые игры.
Свою работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем направлениям.
Первое направление: информационно - аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начинаю работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных я проанализирую, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Второе направление: познавательное.
Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. В нашей группе и в детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог - психолог, медицинская сестра] по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы с родителями поставлены следующие задачи:
>активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей;
>работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для решения этих задач я использую следующие формы и методы работы с родителями :
•общие и групповые родительские собрания;
•консультации;
•выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
•дни добрых дней;
•участие родителей в подготовке и проведении праздников;
•совместное создание предметно- развивающей среды;
•работа с родительским комитетом группы.
Учитывая занятость родителей, я использую «Мамину почту». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту.
Так же мной создан клуб игровой поддержки «Поиграй-ка». Режим встреч - один раз в неделю в течение 1 часа. Организуется парное взаимодействие в системе «мать-ребенок» под руководством специалистов. Целью является формирование позитивного образа своего ребенка, представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний, готовность к взаимодействию со специалистом и другими семьями в процессе совместного участия в играх и игровых ситуациях.
Родители обучаются приемам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуаций в процессе воспитания, обучения и развития ребенка. Игры дополняются продуктивной деятельностью (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием) родителей с детьми. Данная структура игрового дня позволяет эффективно взаимодействовать специалистам в процессе игровой поддержки ребенка, максимально разнообразить игровые ситуации с учетом не только возрастных особенностей, но и индивидуальных предпочтений, интересов детей, а также мобильно реагировать на возникающие запросы родителей.
Встречи за круглым столом. Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих воспитателей. Темы встреч разные, обсуждаются разные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
В нашей группе есть альбом «В гостях у Мишки». Через него малыши еще до прихода в детский сад имеют возможность познакомиться с группой. Альбом дается родителям возможность познакомиться с режимными моментами в детском саду, где главный герой - Мишка.
Третье направление: наглядно-информационное.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
>родительские уголки;
>папки-передвижки различной тематики;
>информационный уголок «Новости от Сороки - белобоки».
Форма работы через родительские уголки является традиционной, я периодически меняю рубрики в нем. В раздвижнаой папке помещен практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки наших родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано при помощи пап и мам наших детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей. Так я планирую в рамках акции «Дни добрых дел» организовать ремонт игрушек, мебели, группы вместе с родителями, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, тем самым наладить атмосферу мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Спасибо за внимание.