наталья стукалова
Опыт работы с родителями по использованию бросового материала для развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, без-условного безоценочного принятия.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рожде-ние. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то долж-ны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Темочки:
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Бросовый материал. Лепка
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концеп-ции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образова-нии» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Актуальность работы : работа с родителями по экологическому воспи-танию дошкольников является одной из составных частей работы дошколь-ного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, че-ловека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали акту-альными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмот-ная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По мне-нию специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходит-ся в среднем около одной тонны мусора в год.
Каждая семья ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бу-тылки, упаковки из-под соков, капсулы от киндер сюрпризов, пластмассовые крышки, фантики от конфет и т. д. Многое из этого мусора может получить новое применение, став одной из оригинальной поделки. А если меньше вы-брасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой.
Конструирование из бросового материла- это отличный способ показать детям и их родителям, как можно из уже отработанных вещей, создать что-то новое и интересное. Не выбрасывая, не засоряя природу, уже использо-ванными, пластиковыми бутылками, коробочками из под сока, пробками и др., самостоятельно создать игрушку или полезную для дома вещь.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, фор-мирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строит-ся на базе экологического сознания.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошколь-ников развиваются :
- технические навыки;
- умение анализировать предметы окружающей действительности,
- формируются обобщённые представления о создаваемых объектах,
- самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, фор-мируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Задачи работы :
1. Формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.
2. Развивать творческие способности детей и родителей. Оптимизация детско-родительских отношений.
3. Показать родителям и детям, как можно вторично использовать бро-совый материал.
4. Воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
5. Бережное отношение к окружающей среде и родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
• Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
• Увеличение непосредственного участия родителей и детей в органи-зации и проведении различных экологических мероприятий;
• Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут занимать-ся вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологиче-ское воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, сов-местно организованные мероприятия не только помогают обеспечить един-ство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходи-мо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
Педагог-родитель;
Педагог-ребенок-родитель.
Этапы работы с родителями :
1 этап
Анкетирование- проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
В начале учебного года нами было проведено анкетирование родителей. Мы им задали 4 вопроса и предложили варианты ответов.
1. Вы знаете как утилизируют мусор в нашем городе?
- вывозят на свалки
- сжигают на спецзаводах
- сортируют и перерабатывают
2. Готовы ли вы сортировать мусор дома?
- да, Вы готовы
- нет, Вы не будете сортировать мусор
3. Ваше отношение к проблеме утилизации мусора
- считаю важным
- мне безразлично
- не считаю важным
4. Возможна ли вторая жизнь мусора?
- да, возможна
- нет, этому место на свалке
- затрудняюсь ответить
Вот каков результат.
1. Вы знаете как утилизируют мусор в нашем городе?
- вывозят на свалки - 96%
- сжигают на спецзаводах - 0%
- сортируют и перерабатывают - 4%
2. Готовы ли вы сортировать мусор дома?
- да, Вы готовы - 28%
- нет, Вы не будете сортировать мусор - 72%
3. Ваше отношение к проблеме утилизации мусора
- считаю важным - 32%
- мне безразлично - 46%
- не считаю важным - 22%
4. Возможна ли вторая жизнь мусора?
- да, возможна - 12%
- нет, этому место на свалке - 77%
- затрудняюсь ответить – 11%
Мы увидели, что родители не очень компетентны в данных вопросах и пе-решли ко второму этапу.
2 этап
Экологическое просвещение родителей
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации, сообщения экологической направленности для роди-тельского уголка, папки- передвижки, мастер-классы и т. д.
3 этап
Практическое применение знаний
Родители получали домашние задания- участие в выставках, смотрах-конкурсах, акциях, проектах.
Проекты направлены на работу с родителями воспитанников, позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
• посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
• непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
• повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Заключение
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологиче-ского образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природо-пользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, сов-местно организованные мероприятия не только помогают обеспечить един-ство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.