Оксана Горбань
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию «Я — россиянин!»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. (Сл №1)
Оно происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, а затем к городу, стране.
Публикация «Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию „Я — россиянин!“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Мы с первых лет жизни учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время.
Важное значение в воспитании имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов работы считается метод проектной деятельности.
В моей группе «Колокольчики» детского сада «Теремок» за последнее время был реализован ряд проектов: «Международный женский день», «День защитника отечества», «Домашние питомцы», «Я – Россиянин!». О работе по проекту «Я – Россиянин!» для детей старшего дошкольного возраста хочу рассказать, наиболее развернуто. Работа велась на протяжении года. Проект состоял из пяти блоков.
«Семья. Детский сад»
«Малая Родина»
«Защитники Отечества. Масленица»
«Народное творчество»
«Россия»
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
В первом блоке «Семья. Детский сад» были проведены беседы
«Традиции моей семьи», «Мамочка моя», «Мой любимый детский сад».
Читали художественную литературу о родителях, семейных взаимоотношениях, родословной. Заучивали стихи, пословицы, поговорки про семью.
Рисовали на тему: «Дом, в котором я живу», «Моя семья», изготовили коллаж «Мамины будни» (сл №2-3)
Играли в сюжетно ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». (Сл №4)
Составляли описательный рассказ: «Моя мама»
Играли в подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели», ходили на экскурсии по улицам города, в парк детского сада. (Сл № 5)
Для родителей предоставлены консультации: «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников», проведено родительское собрание: «Наша дружная семья», организованы выставки «Герб семьи», «Семейный фотоальбом» (сл №6)
Во втором блоке «Малая Родина»
Бедовали на тему: «День пожилых людей», «Мой город», «Новосибирская область» (сл № 7)
Рассматривали символику городов Новосибирской области, своего города.
Проведена акция «Ласковое слово маме и бабушке» (сл №8)
Играли в дидактические игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры: «Совушка», «Золотые ворота»
Составляли описательный рассказ: «Дом, в котором я живу»
Для родителей выпущена консультация: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», (сл №9) проведен праздник «Новый год», «Колядки» (сл№10)
В третьем блоке «Защитники отечества. Масленица»
Беседовали на темы: «День Защитника Отечества», «Наша родная армия»,
«Масляная неделя» (сл№11)
Рассматривание иллюстраций: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица» (сл №12)
Рисовали: «Защитники Отечества», занимались аппликацией. (сл №13)
Разучивали стихи и песен об армии и военных. Читали художественную литературу о военных, Советской армии, героических поступках.
Играли в сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Летчики», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
Проведен праздник «День защитника отечества», выставка «Мой папа умеет всё» (сл №14)
Для родителей выпущена консультация: «Ребёнок и его родина»
В четвертом блоке «Народное творчество»
Беседовали на темы: «Народные промыслы», «Русская матрёшка», «Хороводные игры на Руси» (сл№15)
Рассматривали иллюстрации «Народные промыслы» «Русская матрёшка», «Русский народный костюм» (сл №16)
Рисовали «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досточка»,
Читали русские народные сказки,
Играли в подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк»
Консультация для родителей: «Какие русские народные сказки читать детям?»
В пятом блоке «Россия»
Беседовали на темы: «История возникновения России», «Государственные символы России», «Москва – столица России», «Башни Кремля» (сл №17)
Рассматривали иллюстрации: «Россия – моя страна», Карта России, глобус, иллюстрации «Животные России», «Символика РФ», (сл №18-19)
Рисовали «Кремль», пластилинография «Флаг России» (сл №20-21)
Читали произведения А. С. Пушкина, читали и разучивали стихи о России
Играли в подвижные игры: «Горелки с платочком», «Дедушка - рожок».
Выпущена консультация для родителей: «Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда. (Сл № 22-23) Оборудована микрозона по нравственно-патриотическому воспитанию, в которой дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:
- Карту мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России.
- Альбом «Наша Родина - Россия», где дети знакомятся с геральдикой России и родного города, могут рассмотреть иллюстрации о малой Родине и о Москве. Также дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города.
- Рассматривание альбома «Наша Армия родная» - помогает детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. Это позволяет у детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину.
Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу.
В результате проведённой работы : у детей сформировались патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, понятия о семье, русской духовной культуре.
Ребята научились слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
Дети проявляют любовь к истории своей малой Родины, как к источнику патриотического начала, принимают участие в праздниках героико-патриотической тематики.
У ребят налажен тесный контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
Дети испытывают чувство гордости за малую Родину, любовь к родному краю, уважение к русскому народу.
Сформировано чувство уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
Вывод: : Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в организованной деятельности по ознакомлению с окружающим, тематических, музыкальных, физкультурных, художественно - эстетических. Наличие такой возможности является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Спасибо за внимание!