Трулова Светлана Борисовна
Опыт работы «Речь на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Речь на кончиках пальцев»
Трулова Светлана Борисовна, МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка.
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста. Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. На третьем году в ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в её развитии в этот период особенно актуальна.
Публикация «Опыт работы „Речь на кончиках пальцев“» размещена в разделах
К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.
Это побудило меня заняться развитием компонентов речи у детей раннего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук.
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей", А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».
• Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики;
• Систематизировала игры;
• Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом;
• Оформила картотеку пальчиковых игр со стихами;
• Составлена картотека пальчиковых игр с пением из серии Е. Железновой «Играем вместе с мамой».
Мелкая моторика развивается в разных видах детской деятельности, поэтому имеющийся материал расположен в разных центрах активности:
• центр ИЗО деятельности, который содержит различные предметы для экспериментирования в рисовании, глину, штамповки и другое;
• центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, дидактические игры и пособия;
• театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития моторики руки (пальчиковые театры, различные шапочки, а также игры и аксессуары, развивающие слуховое восприятие;
• Раннее детство – период, благоприятный для развития слухового восприятия. Поэтому в театрально- музыкальном центре, кроме аксессуаров для развития мелкой моторики руки, группе имеются различные озвученные игрушки, музыкальные инструменты, шуршалки, гремелки, звоночки.
• центр «Песок - вода»
Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество.
Игры можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами.
Хочу по подробнее рассказать об наиболее интересных видах деятельности.
• Рисование пальчиками и ладошкой
Малыши могут довольно долго заниматься раскрашиванием предметных силуэтов пальчиками, создавать оригинальные работы. Мои ребята могут рисовать как отдельно пальчиками, так и ладошками. У детей раннего возраста хорошо развито воображение, они способны быстро включиться в игровую ситуацию, понять для кого и для чего он будет рисовать. Так например, мы разукрашивали пальчиками силуэт клубнички, осенних листочков, рисовали ладошками солнышко, колючих ёжиков.
• Игры с предметами
Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.
В игре «Волшебный мешочек» ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек помещаю в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку.
Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.
Сухой бассейн из цветных макарон, крупной фасоли. Дети разбирают по цвету, форме, заполняют с помощью ложечки различные ёмкости, пересыпают, перекладывают.
Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Мозаика, конструктор, разреные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.
Предлагала ребенку помочь собрать бусинки. Он брал бусинки, опускал их в коробочку с маленьким отверстием. Потом учились нанизывать бусы на нитку. Сортировать их по цвету, форме, величине.
В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игры сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, формируют навыки шнуровки; способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности.
• Работа с пластилином и солёным тестом
Лепка позволяет ребенку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Лепка из соленого теста – одна из техник арт-терапии. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему. Дети раннего возраста с огромным удовольствием мастерят поделки из соленого теста, пластилина: «Угощение для гостей», «Медальон для мамы», «Разноцветные улитки».
• Игры с песком обычным и кинетическим
В играх с песком ребята выполняют такие упражнения:
1. Скользят ладошками по песку. Такие же движения можно выполнять ребром ладони.
2. Делают отпечатки ладошками, кулачками, пальчиками.
3. Рисуют пальчиком по поверхности разные предметы.
4. Закапывают или находят различные небольшие игрушки (я использую коллекцию киндер игрушек).
• Самомассаж
Моим деткам нравится массаж, который мы делаем зубными щётками.
Успех моей работы также зависит от моего взаимодействия с родителями. Для родителей оформлен стенд: «Игры для непоседливых ручек», провели конкурс поделок из природного материала «Осенний вернисаж» (октябрь, провела мастер-класс «Дидактическая игра для ребёнка своими руками» (ноябрь, консультация для родителей «Играем дома».
Содержание сенсомоторного центра
в 1-ой младшей группе
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки
• Кассеты со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы
• Различные материалы с разной фактурой
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки
• Пособия для проталкивания, сортировки предметов по величине, цвету внешнему виду
• Объемные и плоскостные пазлы
• Различные мозаики
• Шнуровки
• Конструкторы
• Природный материал: цветные макароны, фасоль, каштаны - для пальчикового бассейна
• Бытовые материалы: веревки, прищепки, катушки, шнурки, липучки, ленты и т. д.